Держи забрало

Фон: светлый/темный     На главную     О нас     29er     Контакты

Отчеты о велопоходах


ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО ХРЕБТАМ УКРАИНСКИХ КАРПАТ.


Сроки проведения: 9-15 июня 2013г.


Нитка маршрута: Свалява – Вовчий – Полонина Боржава – Тюшка – Межгорье – Лопушное – оз. Синевир – Колочава – хр.Красна – с. Красна – хр.Шанта – хр.Свидовец – хр.Апшинец – хр.Урду-Флавантуч – Рахов – Богдан – Луги – г.Выход – г.Поп-Иван – Черногорский хребет – г. Говерла - Заросляк – Верховина – Косов – Коломыя.




Оглавление:

Основная идея похода

Участники. График движения

День 1 (9 июня)

День 2 (10 июня)

День 3 (11 июня)

День 4 (12 июня)

День 5 (13 июня)

День 6 (14 июня)

День 7 (15 июня)

Фото, бюджет

Впечатления и итоги


Основная идея похода:

Мысль побывать в украинских Карпатах давно мучила меня (ведь эта горная система в доступности всего одних суток на поезде от Москвы). На фотографиях очень часто попадались унылые в дождливую туманную погоду пейзажи, много асфальта и невысоких гор, лесных дорог, заваленных деревьями (где бревнокидалово гарантировано), грунтовок, раскатанных машинами до состояния жуткого говнолина. Для полного набора не хватало только комаров. Окончательно идея прокатиться по Карпатам обрела форму после изучения отчета одесситов 2011 и 2012гг «По хребтам и полонинам Карпат». Достойная сложность 4-5к.с., живописные панорамные виды безлесной зоны хребтов, хорошие каменистые грунтовки – покататься по верхам казалось заманчивым. Маршрут был составлен так, чтобы по-максимому проехать по гребням хребтов, периодически спускаясь вниз в населенку. По причине недостатка времени (всего 7 ходовых дней) были выбраны 4 наиболее понравившиеся по фотографиям участка (хр. Боржава с заездом с г. Стой, хр. Красна, хр. Свидовец, хр. Черногорский), также включили оз. Синевир и г. Говерла. Обычно велосипедные маршруты проходят по границе с Румынией (вместо Черногорского хребта), но там - пограничная зона и нужно было заранее оформлять пропуска, над чем заморачиваться желания не было.


Планирование маршрута:

Была разработана таблица с графиком движения по дням, в случае значительного отставания от которого необходимо было объезжать хребты понизу. Также были продуманы варианты слива с самих хребтов на случай непогоды. Мы были подготовлены к ночевкам «на высоте» в плане одежды и снаряжения. Ночевки привязывались к рекам, озерам, ручьям, либо местам, находящимся в близкой доступности от питьевой воды.


Участники похода:


Игорь Величкин.
Механик, штурман, фотограф

Руслан Габдуллин.
Видеооператор, костровой

Наталья Орочко.
Медик, летописец, завхоз

График прохождения маршрута по дням:

день дата
км
набор
сброс
маршрут
трек
асфальт
грунт
1 09.06.вс.
57,87
2317
1856
Свалява-Вовчий-Полонина Боржава-Тюшка http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ankgbdftbwnjznrt 10,6 47,27
2 10.06.пн.
83,62 1589 1306
Тюшка-Межгорье-Лопушное-оз.Синевир-Колочава http://www.gpsies.com/map.do?fileId=puvvffnqvhvqvgyb 54,2
29,42
3 11.06.вт.
39,98
1859
2126 хр.Красна-Красна http://www.gpsies.com/map.do?fileId=csyrnimlkpdnzbbo 2,8
37,18
4 12.06.ср.
31,79
1755 1199
хр.Шанта-хр.Свидовец-хр.Апшинец http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ohcevryahqqnbzgo 31,79
5 13.06.чт.
70,82
1572
1554
хр.Урду-Флавантуч-Рахов-Богдан-Луги http://www.gpsies.com/map.do?fileId=mjuyllzdkkdztrtj 28,5
42,32
6 14.06.пт.
38,53
1957
2234
хр.Черногорский-Заросляк http://www.gpsies.com/map.do?fileId=kcftcoypbnnqagyy 38,53
7 15.06.сб.
103,2
834
1508 Кривополье-Верховина-Косов-Коломыя http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tijsqtxfpsvhgogj 98,2
5




425,8 11883
11783
Итого: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jckhjueokqqahyjy 194,3 231,51



День 1. (9 июня)

Свалява – Вовчий – Полонина Боржава – Тюшка.
57,9 км, набор 2317 м, трек:

Наш поезд прибыл в Сваляву 9 июня в час ночи. Собрали байки, довольно долго выезжали из города. Скорее всего, это уже был не город, а населенка, тянущаяся, как обычно в Карпатах, вдоль дорог на многие километры. Слева текла бурная река Вича, но на ней решили не вставать, т.к. рядом трасса и параллельно - железная дорога. Ночь была темной, фонари (из соображения экономии веса) были не у всех, асфальт весь в ямах, поэтому крутили медленно, старательно объезжая колдобины. Основная дорога ушла вправо, как раз по треку, и мы продолжили ехать в темноте вдоль заборов с элитными коттеджами. Вовчий был не похож на обычную деревню. Асфальт перешел в грунтовку. Через несколько км уперлись в шлагбаум фермерского хозяйства, туда уходил наш трек. До нас здесь никто не поднимался, по крайней мере отчетов мы не нашли, но из украинских форумов вычитали, что идет прямая дорога, она была только на Генштабе. Рядом бурная река, поэтому решили дальше не проезжать, а встать на второстепенной дороге, справа от основной. Вода есть, ровно и вроде через кусты палатка не просматривается. А с утра можно спросить местных, правильно ли мы собираемся ехать. В 2:15, проехав 13 км от Свалявы, встали на полуночевку.

Откровение этого вечера: невероятно, но здесь нет комаров!!!

Т.к. день предстоял трудный встали рано, выехали в 7:00. Перешли через шлагбаум, никого не встретив. Первые километры ехали по хорошей грунтовке параллельно речке. Лучи утреннего солнца пробивались сквозь кроны деревьев. Удивительно, но грязь не налипала на колеса.


Дорога из Вовчего

Хр. Боржава. Выход из зоны леса

Через 3 км сливались две реки и дорога расстраивалась. Тут началось самое интересное. Поехали по отрисованному треку по левой дороге, на Генштабе именно она должна была привезти на г.Стой. Через километр дорога взяла и исчезла. Стало очевидно, что много лет назад река ее смыла, а теперь это всего лишь ответвление для лесовозов. Мы сходили на разведку вверх по течению в надежде найти тропу. Но кроме велотаскалова, буреломинга, зарослей крапивы и кабаньей тропы (которая тоже исчезла) ничего не нашли и решили вернуться на развилку. На этот раз поехали направо, но и тут было размыто рекой, и вскоре дорога перешла в тропу и заросли крапивы. Настроение портилось, потеряли 2 часа драгоценного времени. Оставался последний вариант – идти по дороге, которая круто забирала вверх, то катя, то толкая велосипед. На Генштабе она вела явно не туда. Были мысли вернуться в поселок и пообщаться с местными, но решили рискнуть. Набор сразу пошел резкий (до высоты 900м), мы ждали, что вот-вот дорога кончится, но этого не произошло и спустя 2 часа выбрались в зону безлесья. Высота 1100-1200м.


Правая вершина - гора Стой

Вершина г. Стой

Вот она, гора Стой на горизонте, а впереди резкий подъем 200-250 метров набора на г.Зенева (1365). Именно сюда нам и надо было! Далее небольшой спуск с горы, и на высоте примерно 1350 метров дорога пошла траверсом, не сбрасывая высоты, по ней мы и доехали до основной дороги. В 13:30 зашли пешком на вершину, куда за пару минут до этого въехал джип. г.Стой (1681 метр) – высшая точка Полонины Боржава, рядом находятся развалины РЛС.

Сфотографировались и поехали вниз по хребту. С погодой повезло. Видимость идеальная, облака есть, но они высоко, и солнце то прячется, то вновь выглядывает. Не смотря на то, что г.Стой была самой высокой точной сегодняшнего дня, ощущения, что мы сбрасываем высоту не было из-за многочисленных слишком резких подъемов и спусков. Временами ехали по тропинкам, почти заросшим стлаником, приходилось постоянно держать равновесие, а шатуны - параллельно земле.


Локальный спуск

Продвигаемся по хребту Боржава

Вид с хребта

Траверсом прошли г.Великий Верх, перелезли через вершины гор Гемба (1491), Магура-Жиде (1517), Граб (1378), Кичера-Круглая (1241), Круглая (1209), Звор (1115). Уклоны такие, что часто спешивались (на найнере в горку не хватало даже передач 22-36). Вниз – местами тоже пешка из-за нереально резких уклонов и мелких круглых камней. Это были выматывающие «качели» на 20 км на вид хороших грунтов. Ну кто так дороги прокладывает через вершины хребтов! Может, это Карпаты, а не люди виноваты… На высоте 1100м въехали в зону леса, дорога тут же испортилась и перешла в тропу, по которой шли пешком. На тропе - источник с водой. Перевал Прислоп (938). От него спустились к южной оконечности села Тюшка, которое стоит на речке. По дороге вдоль нее отъехали вверх по течению и в 18:00 встали на ночевку.

Состояние такое, как будто ты проехал по десятигорбому верблюду



День 2. (10 июня)

Тюшка – Межгорье – Лопушное – оз. Синевир – Колочава.
83,6 км, набор 1589 м, трек:

Сегодня день матраса, на хребты лезть не надо

Ночью был дождь, внезапно налетела туча. Подъем в 5:30, выезд около 7:00, как и все последующие дни.


Туманное утро

Утром – низкая облачность, местами въезжали в туман. Грунтовая раскисшая после дождя дорога шла по пересеченной местности, ехалось нелегко. Километров через 6, в центре села Лозянский, выбрались на асфальт с общим сбросом, по которому быстро докрутили до Межгорья. 8 утра и магазины еще закрыты. Пересекли широкую реку Рика, далее повернули налево и через 1,5 км остановились у источника с минеральной водой, имевшей вкус и запах сероводорода. Пьешь ее как водку, крепко зажав нос, но все равно послевкусие отвратительное. Дальше 15 км убитого асфальта с едва заметным набором, село Лопушное, съезд с основной дороги на грунты и через 5 км начался каменистый серпантин. Помня вчерашний день, оценили доброту людей, которые нормально проложили дорогу, по которой на 1:1, но можно было ехать.


Съезд с основной дороги на грунты

Начало каменистого подъема

Каменистый серпантин

Желтый маршрут на спуске к Синевиру

На карте обозначен «желтый маршрут», однако в месте, где он должен был начинаться, мы ничего кроме зарослей елок не обнаружили и поехали дальше по хорошо накатанной лесовозке. Трек шел по лесу параллельно нам метрах в 200-ах. Была информация, что там заваленная тропа и бревнокидалово (группа знакомых прошла тут месяц назад), поэтому пробовать ломиться через лес мы не стали и как-то подозрительно быстро набрали высоту 1200м. И тут дорога опять внезапно исчезла. Мы стали забирать левее, шли траверсом по склону и вскоре оказались на открытой поляне. Это выглядело эпично! Наш перевал - впереди, но не так просто: сначала глобальный сброс метро 200 до нижней дороги, а потом резкий набор. Мелкие ветки так и норовили попасть в систему, блокировали колеса – так мы спустились кое-как вниз. В конце подъема встретили пастушку, она подсказала нам тропу на Синевир. Набрали высоту в третий раз и вот, наконец, долгожданный спуск по лесной дороге, местами затопленной и с говнолином. Метров через 600 пересекли желтый маршрут, по которому должны были подниматься. Так мы не узнали, расчистили тот участок от завалов или еще нет. На спуске тропа офигенская, техничная, вьется по склону среди высоких живописных сосен. Для велосипеда самое оно.


Оз. Синевир

Синь и Вир. Памятник любви

И вот оно, озеро Синевир! Полдень, светит солнце, вода зелено-голубая. Красота! Поехали против часовой стрелки и решили отдохнуть в беседке на берегу. Изначально планировали искупаться, но не стали. Позже узнали, что купаться в озере запрещено. Все изменилось слишком быстро. Откуда-то сзади, за горами не видно, надвигается гроза, все ближе и ближе доносились страшные раскаты грома. В течение каких-то 15 минут погода кардинально поменялась, поднялся ветер. И тут накрыло ливнем в первый раз. Переждали под деревянным навесом, забравшись повыше на скамейки.

Через 15 минут - опять солнце, поехали в спуск, но через 5 км, когда мы уже были внизу на основной дороге, накрыло во второй раз. Вдоль дороги все утыкано навесами с деревянными скамейками вроде как платными местами отдыха. Решили, что в дождь за гривнами к нам никто не придет, и укрылись под одним из них. Ливень закончился, через некоторое время даже стало проглядывать солнце. Впереди более 20 км асфальтового спуска до высоты 560 метров. В Синевире закупили продукты на следующую часть похода. Вдоль дороги – сплошная населенка, даже в туалет сходить негде.

В Колочаве начинается плавный подъем. Есть магазины. На выезде из села, после двух витков серпантина, с правой стороны рядом с дорогой родник. Этот участок мы ехали по треку запорожцев 2011 года, но там где они спускались, нам предстояло пониматься. Из отчета: группа несколько раз теряла тропу, а потом вышла в село через чьи-то огороды. После непродолжительного поиска данная тропа была найдена. На открытых пространствах она была почти незаметна, в лесу же читалась вполне отчетливо. Уклон слишком резкий и можно было потерять тут кучу времени. Опять спросили дорогу у местного пастуха. Оказывается, нам нужно было проехать 2 км дальше, через перевал, откуда начиналась маркированная тропа, вначале это была даже дорога. Встали на ночевку в 18:30 чуть выше перевала, на высоте 950 метров, выше лучше не подниматься, так как найти горизонтальную площадку будет сложно.


Перевал перед подъемом на хр. Красна

Ночью просыпались от раскатов грома, и где-то совсем рядом били молнии.



День 3. (11 июня)

хр.Красна – Красна.
40 км, набор 1859 м, трек:

Вылезли с утра из палатки - все окутано густым туманом.

Приготовились к пешке: по-максимому облегчили велосипеды, переложив основной вес в заплечники. Сразу пошли пешком по дороге, которая через 100м превратилась в тропу с резким уклоном. До самой вершины ориентировались по маркировке. Идти очень трудно, приходилось то толкать велосипеды, то тягать их, когда большие камни попадались под колеса. Продвигались медленно, так в тумане и вышли спустя два часа на хребет к сложенным железным трубам (что-то типа громоотводов).


Подъем на хр. Красна

Вылезли на основную дорогу

Ветрено, холодно (пришлось даже перчатки флисовые одеть) и, что самое главное, – ничего не видно!!! Тащишься черте куда так еще и ничего не показывают! Вспомнился день из отчета какой-то группы, где велосипедисты так из тумана и не выбрались и ничего кроме облака на хребте не увидели. А именно хребет Красна должен был быть самым живописным на нашем пути! Настроение начинает портиться, но ничего не поделаешь.


Хр. Красна

Продолжаем тащиться по хребту. г.Сигланский(1564), г.Гропа(1495). Уклоны аналогичные боржавским: то вверх, то вниз, теперь уже под колесами крупные камни и почти везде пешка наверняка. На г. Гропа, внезапно начало проясняться и через облако тумана пробилось солнце. Тучу, которую порывами ветра перебрасывало через хребет, начало-таки сдувать. Удача! Быстрее фотографировать, быстрее!

Сбросили 250м. Внизу маленький ручеек. Набрать предстояло столько же на г.Климова (1492), пешком, на грунтовой дороге почти везде большие камни. Дальше пытались временами ехать по хребту, в спуски-то сложно и опасно, а в подъемы вообще нереально.


Многочисленные каменистые спуски

Многочисленные крутые подъемы

Но хоть тучу сдуло, одна радость. Так дорога и продолжала идти по хребту качелями. Очень красиво! Последние пару км поехали не по треку, а спустились по укатанной дороге вниз к реке Красна, дальше был проезжаемый брод, и мы быстро докатились до села Красна вслед за каким-то Уралом.


Хр. Красна

В Красне нашли три магазина, в центральном закупились и подзарядили фотоаппарат. Идем по графику, отъезжаем дальше по грунтовке, идущей вдоль реки Тиховец.


дорога шла по руслу реки

На подъеме Руслану случайно попала ветка в колесо, погнула рамку переключателя в районе верхнего ролика. Вырвало переключатель из петуха, сорвав резьбу в петухе, сам он только изогнулся. При обратном выгибании рамки, она сломалась окончательно. Петух заменили, рамку тоже кое-как собрали (запасного переклюка на этот раз в ремнаборе не было). На починку ушло всего 30 минут.

Дальше в одном месте дорога шла по руслу реки , там и заночевали на ровной полянке с земляникой, потому что дальше по профилю – резко вверх и найти одновременно ровное место и воду не представлялось возможным.



День 4. (12 июня)

хр.Шанта – хр.Свидовец – хр.Апшинец.
31,8 км, набор 1755 м, трек:

Выехали в 7.20, точнее вышли. Дорога шла по лесу, опять с резким набором, местами ее подмывало протекающим ручьем. Спускаться здесь, наверное, можно было бы только пешком. Пару раз пришлось перекидывать байки через завалы из деревьев. Через два км на высоте 1050 м вышли на перпендикулярную дорогу в довольно хорошем состоянии.


Местами дорога размыта

Подъем на хр. Свидовец

Вышли из зоны леса

Довольно быстро вышли на первую вершину г.Плеска (1312). Оттуда просматривался «наш клиент», набор до 1550м. Следующие 2,5 км проехали в седле, слегка раскисшая дорога шла по красивому лесу. Велосипедная часть на этом закончилась, дальше пришлось спешиваться и опять лезть в очень крутой подъем. Следующая вершина г.Темпа (1634), в целом сегодня на хребте мы набираем, а не сбрасываем высоту. Вокруг очень красиво, пасутся холеные кони. Местами дорога шла по гребню хребта, с обеих сторон очень резкие склоны.


Дорога идет по гребню хребта

Аж дух захватывает. Погода начинает портиться, наползают низкие тучки, но не сплошняком и периодически удается полюбоваться видами и пофотографировать.

Нам посчастливилось и следующие 5 км мы даже провели в седле. г.Великая Куртяска (1621), г.Малая Куртяска (1644). В целом дороги проезжаемые, камней либо мало и они мелкие, либо нет вообще. Погода испортилась окончательно, ветер усилился и пронизывал до нитки, надели на себя всю одежду. На хребет наползла туча. Прошли траверсом горы Унгаряска и Трояска. В один раз, когда прояснилось, где-то внизу мы увидели озеро Догяска (место ночевки группы велосипедистов в 2011г), но сверху оно нам как-то не понравилось, решили туда не спускаться, а проехать еще 10 км до следующей воды. Этот участок был целиком проезжаемый с велосипедными подъемами и спуск серпантином!


Спуск серпантином

Ехали почти везде в тумане, хорошо хоть дождь не идет, и молнии не бьют – и на том спасибо. Встали на ночевку в этот день довольно рано, в 15.45 на повороте реки, потому что дальше – подъем на следующую полонину. Высота 1250м, растут деревья, козы ходят сюда на водопой, в целом место приятное. Хотя можно было бы успеть проехать до Рахова и в этот день (как я просчитала потом по времени).



День 5. (13 июня)

хр.Урду-Флавантуч – Рахов – Богдан – Луги.
70,8 км, набор 1572 м, трек:

За ночь погода не улучшилась, все та же туча переползает через наш хребет.

Первый подъем был пеший, остальные - проходились в седле. Целиком проезжаемый хребет (дороги проложены траверсом по склонам, обходя почти все вершины) стал самой приятной неожиданностью этого дня! Грунтовки тоже очень приятные для езды, без крупных камней.


Хр. Урду-Флавантуч

Хр. Урду-Флавантуч

Небо стало проясняться, временами набегали тучи. За счет этого создавалось ощущение «как в сказке»: едешь в белом тумане (как в матрице), сильный порыв ветра, яркое солнце и внезапно открывается потрясающий вид на долины внизу.

На спуске неожиданно для себя выскочили на каменистую дорогу, мостовая которой была именно выложена, местами сохранилась и боковая кладка. Как мы догадались, это была знаменитая военная венгерская дорога, целиком проехать по которой на велосипеде можно за 2 дня. Небольшой ее участок на спуске произвел крайне негативное впечатление, на камнях трясло так, что отбивало руки, постоянно ехать было невозможно и приходилось периодически останавливаться.


Хр. Урду-Флавантуч

Военная венгерская дорога

Очень радовались асфальту в Рахове, в котором мы оказались уже в 11 часов, но тут я ощутила, что велосипед плохо управляется, руль поворачивался с заметным усилием. Как оказалось, полетел нижний промподшипник конусной интегрированной рулевой. Судя по всему был довольно сильный удар, при котором внутренняя обойма сместилась относительно внешней, при этом разорвался пластиковый сепаратор. При разборе рулевой промподшипник вообще рассыпался на составляющие. Пытались найти рулевую или отдельно нижний подшипник, но, разумеется, безуспешно, никто здесь даже не знает, что бывает конусный шток. В итоге купили густую смазку, заложили туда оставшиеся шарики, и кое-как затянули. Выглядело страшно, но работало. Потеряли на этом больше 2 часов.

Дальше неспешно ехали 25 км по асфальту, который в итоге перешел в грейдер, я тщательно объезжала все ухабы и колдобины. В Лугах на нашем пути оказался шлагбаум погранпоста, девушка попросила переписать данные паспорта только одного из участников группы, уточнила, куда мы едем, и пропустила дальше. В этом районе активно ведется вырубка леса, вдоль дороги течет река, живописно. Кругом экологические плакаты с просьбой «не сорить», хотя о чем может быть речь, когда вырублены целые склоны…


Вырубка леса

Начало подъема на хр.Черногорский

Вдоль р.Бальзатул доехали до указателя «лiсова дорога 2,6км», и повернули по нему направо. Начался подъем, дорога хорошего качества, вилась серпантином, по краям стекали ручьи. Встали на ночевку в начале восьмого вечера, метров через 400 после указателя «лiсова дорога 2,3 км 2012г» на высоте 1230 метров. На отвороте дороги, чуть в глубине леса мы нашли готовую стоянку с кострищем и местом под палатку. Воду на готовку набрали из едва сочившегося чуть ниже по склону ручейка.


Жжем костер на месте ночевки

Красивый закат


День 6. (14 июня)

г.Выход – г.Поп-Иван – Черногорский хребет – Заросляк.
38,5 км, набор 1957 м, трек:

Проснулись с утра – погода безоблачная, весь Черногорский хребет как на ладони. Возникла идея, если повезет с погодой, пройти сегодня и Говерлу.

Продолжили движение по лесовозке, которая внезапно закончилась. К этому мы уже привыкли. Поискали в лесу дорогу, которая была на навигаторе, но она оказалась заваленной деревьями, было очевидно, что ей давно не пользовались. В итоге чуть спустились и ушли по лестнице в поле, где вышли на старую дорогу.


Подъем на Черногорский хребет

Елки и стланник перед Поп-Иваном

В районе г.Выход (1471) попали на основную маркированную дорогу с указателями до г. Поп-Иван. Вначале грунтовка шла хорошая, но потом она свернула в сторону, а маркировка продолжилась уже по широкой тропе. За километр до г.Васкул (1731) тропа стала совсем узкой, виляющей среди низких сосен и стланика. Приходилось выдирать из них велосипед, приятного мало. Примерно за километр до вершины Поп-Иван заросли закончились, но тропа при этом не улучшилась, появились большие камни, через которые надо было переносить велосипед. Да и уклон к тому же приличный. На склонах росли маленькие красные цветочки, что делало панораму еще более живописной.


Тропа на подъеме на Поп-Иван

Последние 100м подъема на г. Поп-Иван

В 10:45 добрались до заброшенной обсерватории на г.Поп-Иван(2028). Отсюда двинулись по хребту в сторону Говерлы в надежде сегодня залезть на нее. Хребет в целом непроезжаемый из-за узкой каменистой тропинки, вьющейся то вверх, то вниз по склонам. Так и двигались пешком с велосипедами, периодически открывались виды на ту сторону, на Румынские Карпаты. По дороге встречали много туристов и просто гуляющих. Между горами Менчул и Бребенескул множество родников, превращающихся в ручьи. Чуть дальше, слева внизу, в цирке увидели первое озеро - Бребенескул. Добрались до озера Несамовитое, где обитают толпы туристов, но вставать на ночевку тут не решились (место слишком открытое в случае непогоды) да и светового времени много.


Пешеходные тропы Черногоского хребта

Оз. Несамовите

Вид на Говерлу со стороны Черногоского хребта

Подъем на Говерлу преодолели сравнительно легко за исключением последнего участка с резким уклоном. Это уже совсем не велосипедная часть маршрута. Взошли на вершину примерно в 17:30. Оттуда отрылся панорамный вид: отдельно стоящий Петрос, весь Черногорский хребет, г.Поп-Иван, откуда мы пришли пешком, свинцовые тучи, где-то совсем рядом льет, а у нас солнце, только ветер порывами.


Последние 200м подъема до Говерлы

Вершина Говерлы

Панорамный вид с Говерлы. Гроза рядом

Говерла — самая высокая гора и наивысшая точка на территории Украины. Говерла расположена на границе Закарпатской и Ивано-Франковской областей, около 17 км от границы с Румынией. Относится к хребту Черногора в Карпатах. Высота горы составляет 2061 м над уровнем моря.
У подножия находится один из истоков реки Прут. Первый туристический маршрут с восхождением на гору был открыт в 1880 году. Из крупных населённых пунктов поблизости находятся Рахов, Ясиня и Ворохта.

Начали спускаться по самому короткому пути. Первые 250 м сбросили легко, дальше начались большие камни, по которым приходилось прыгать вниз с велосипедом, временами поскальзываясь. В дождь тут, наверное, было бы совсем печально.


Спуск с Говерлы

Спуск с Говерлы

Дальше тропинка пошла через стланик, приходилось нести велосипед, периодически выдирая его из кустов. Тропинка привела в лес, но и там нас ждали мокрые и скользкие корни деревьев. Рядом начались ступеньки, по ним приходилось тоже прыгать с велосипедом. Наконец перешли через мост, и более или менее вменяемая дорога пошла вдоль реки. Метров через 400 вышли к турбазе Заросляк. Оттуда начался хороший грейдер на спуск, с которого мы съехали влево на одном из поворотов.

Встали на ночевку на берегу реки на высоте примерно 1000 м в 19:45.



День 7. (15 июня)

Заросляк – Верховина – Косов – Коломыя.
103,2 км, набор 834 м, трек:

Встали как обычно рано. Делать нечего, раз мы опередили график на один день, то придется скоротать время и докрутить до Коломыи своим ходом.

Выехали на основной грейдер, который после КПП перешел в асфальт. Через проходную проехали не остановившись, и соответственно денег за проход на Говерлу с нас не взяли.


Асфальт на пути к Коломые

Асфальт в этот день был хорошим и не очень. Всего три подъема, а в целом – глобальный спуск. Крутили по причине поломки моего велосипеда довольно медленно (я старательно объезжала все неровности дороги), и к 14:30 спустя 105км оказались в Коломые.



Фотографии:

Фотоальбом на Google Фото.


Бюджет похода и основные траты:

Поезд Москва – Свалява - 2407 руб/чел.

Поезд Коломыя – Москва - 2597 руб/чел.

Еда - 195 гривен/чел.

Перекусы, ништяки, сувениры - 110гривен/чел.

Итого: 6200 руб/чел.


Впечатления и итоги:

Семь дней – самое оно для похода по карпатским хребтам. Успеваешь накататься, натаскаться и находиться с велосипедом, но еще не до того состояния, что смотреть на него потом не можешь.

Местное население дружелюбное. Много раз на русском языке спрашивали дорогу и ни разу нам не махнули рукой специально в другом направлении (хотя такие инциденты случались раньше со мной во Львове). В деревнях – новые и отремонтированные домики, очень аккуратно и, как правило, чисто, много молодых людей, детей и подростков. На вид вообще ничего общего с умирающими русскими селами. Общественных колонок или колодцев мы нигде не нашли, на участке у каждого своя вода. Населенка вдоль асфальта тянется непрерывно на десятки километров, так что даже в кустах не спрячешься.

От хребтов осталось ощущение какой–то безумной романтики. Поразили оттенки зеленого цвета, то теплые, в желтизну, то холодные, ближе к цвету морской волны. Причем, как мне показалось, это больше игра освящения – солнечных бликов и тени от облаков.

Когда туча перебрасывается через хребет, сильно дует ветер, холодно, кругом белое полотно «как в матрице». Внезапно раздувает, выглядывает солнце и, как в сказке, перед тобой открывается панорамный вид на долины и горы внизу.

Погода слишком переменчива, часто идут дожди, но грозы скорей локальны. С этим ничего не поделаешь, такая она в Карпатах постоянно. Обязательно брать с собой непромокаемую одежду (вплоть до целлофановой накидки) и желательно герму. Ночью минусовой температуры не было, однако немного снега на северных склонах хребтов мы встречали.

Зона безлесья начинается на высоте 1100-1300м, на Черногорском хребте - значительно выше.

С питьевой водой на хребтах летом плохо (ручьи-родники били только на Черногорском хребте), внизу же текут полноводные горные реки. Приходилось набирать в гидратор до трех литров воды на ходовый день.

Все мы поехали с заплечниками, что на мой взгляд в походе с таким количеством пешки является оптимальным. Для подстраховки поставили багажники, но ими почти не пользовались (длительных перегонов по асфальту не было за исключением последнего дня). В случае езды с велоштанами желательно наличие лямок, чтобы можно было вешать рюкзак на плечи, либо в крутые подъемы придется забираться «по частям».

Хребты Боржава, Красна и Свидовец в целом проезжаемы на велосипеде, по их гребням идут хорошие грунтовые дороги. Надо только вылезти на верха, почти всегда пешком и с приличным набором. Хр. Черногорский – в основном пешеходный. По нему идет узкая каменистая тропинка, но это, как нам показалось, самый адекватный подход к г. Говерла (всего 200м резкого набора перед самой вершиной).

Спускаясь с Говерлы с велосипедом и отвисшими как у гориллы руками, я подумала, что теперь и мы совершили эту глупость. Видимо, это просто модно среди велосипедистов забираться на высочайшую вершину Украины со своим агрегатом. Если поход не заявлен на категорию, то никакой смысловой нагрузки это мероприятие не несет.




Вернуться на главную страницу