Держи забрало

Фон: светлый/темный     На главную     О нас     29er     Контакты

Отчеты о велопоходах


ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО КИРГИЗИИ (ТЯНЬ-ШАНЬ).


Сроки проведения: 4-20 августа 2012г.


Нитка маршрута: Бишкек - Кой-Таш - Алмалуу - Рот-Фронт - ущелье Кегеты - ночевка на р. Кегеты - пер.Кегеты (3767) - ночевка на р.Вост.Каракол - Джоналыш - Кокджар - Сары-Булак - пер.Джалпакбель (3344) - р.Болгарт - ночевка на ист.Джилусу - пер.Тонг (4021) - Бокомбаевское - ночевка в Каджи-Сай - проброска до Жетыогуза - вдп. - ночевка на р.Телеты - пер.Телеты (3788) - р.Каракол - Каракол - проброска до Ананьево - пер.Уч-Кюнген (2247) - пер.Кек-Бель (2378) - ночевка на р.Чонг-Ак-Суу - р.Чонг-Ак-Суу - пер.Ак-Суу (4053) - ледник - Чонг-Кемин - р.Сев.Чолпон-Ата - пер.Кок-Айрык (3845) - Чолпон-Ата – Рыбачье - переезд в Бишкек - аэропорт. Ала-Арча.



Схема маршрута

Старт и финиш с Бишкеке. Движение по маршруту против часовой стрелки.

Проброски на общественном транспорте в местах разрыва трека.



Оглавление:

Идея похода. Особенности маршрута

Участники

График движения

День 0 (4 августа)

День 1 (5 августа)

День 2 (6 августа)

День 3 (7 августа)

День 4 (8 августа)

День 5 (9 августа)

День 6 (10 августа)

День 7 (11 августа)

День 8 (12 августа)

День 9 (13 августа)

День 10 (14 августа)

День 11 (15 августа)

День 12-13 (16-17 августа)

День 14 (18 августа)

День 15 (19 августа)

День 16 (20 августа)

Фото, видео, бюджет

Расчет категории сложности

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута


Идея похода. Особенности маршрута:


Основная идея похода:

Поход спланирован на основе данных отчета нашего соратника Деева Александра, который год назад совершил одиночный велопоход по горам Тянь-Шаня: http://deev-ag.livejournal.com/. Прочитав его отчет, все загорелись идеей повторить пройденный маршрут. При этом изначально предполагалось вырезать какие-то петли, так как его путь рассчитан на три недели, а у нас в запасе всего две. В результате было решено отказаться от петли на Сонгкель и от перевала Тоссор.

Основная концепция похода состояла в следующем:

•Поход не матрасный – весьма напряженный.

•Категория мало интересна, но предположительно между четверкой и пятеркой.

•Главной и почти постоянно сопровождающей достопримечательностью будет природа. Т.е. никаких музеев, радиалок к памятникам славным батырам и т.п. не предполагается. Заехать попытаемся только на горячие источники.

•На маршруте будут места схода, а так же возможны срезки и упрощения. Тем самым не исключено временное разделение группы.


Варианты подъезда и отъезда:

В виду того, что часть группы (Костя, Наташа, Дима, Игорь) прилетает на день раньше остальных (Лена, Сережа, Марина), был разработан план заброски отстающих до д. Юрьевка (примерно 80км от Бишкека) или чуть дальше, до Пионер-лагеря. Об этом прилетевшие ранее ребята договорились с таксистом. Также была изучена возможность проброски вдоль Иссык-Куля от Каджи-Сая до Джеты-Огуза, от Каракола до Ананьево и от Рыбачьего до Бишкека на рейсовых автобусах и маршрутках, имеющих багажное отделение для размещения велосипедов. Как и предполагалось, затруднения с поиском машины были только на участке от Каджи-Сая до Джети-Огуза, где пришлось взять такси.

При выброске с маршрута планировалось искать попутный транспорт от поворота на Чон-Кемин до Бишкека.


Расположение пограничных зон:

В горной местности, где населенные пункты отсутствуют или они расположены на значительном удалении от линии государственной границы, ширина пограничной полосы устанавливается от 5 000 до 10 000 метров, а в местах, где населенные пункты расположены вблизи государственной границы - от 1 000 до 2000 метров.

Въезд в пограничную зону и пребывание в ней постоянно проживающих или временно находящихся в Кыргызской Республике иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляется в общеустановленном порядке. Во всех случаях разрешение на их въезд в пограничную зону и пребывание в ней даётся по согласованию с соответствующими органами.

Наш маршрут подходил достаточно близко к границе лишь на cевере, на границе с Казахстаном.

На кыргызско-казахстанском участке границы пограничной зоны с тыла ограничены линией: пер. Аксу (4472) - гора Айтымбет (4424) - отм. 3699 (4004) - отм. 1879 (4472) - отм. 1364 (4060) - отм. 962 (3640) - с. Акбешим (4016) - с. Красная речка (4896) - отм. 697 (5684) - с. Каирма (5672) - с. Виноградное (7260) - отм. 569 (8440) - отм. 598 (7228) - отм. 581 (7616) отм. 615 (6808 ) - отм. 614 (6800) - с. Ойранды (6088) - отм. 679 (5280) - отм. 1089 (3280) - отм. 1632 (2488) - пер. Каракол-Ашуу (9284)

Таким образом в пограничную зону мы не попадали и заранее оформлять пропуска не требовалось.


Заповедники, заказники и национальные парки на маршруте:

Как планировалось вначале, наш маршрут пролегал в долине реки Чон-Кемин, на выезде из которой национальный парк.

Природный парк Чон-Кемин, организован в 1977 году. Площадь 127 тыс. га. Здесь произрастает более 780 видов растений. Из видов, занесенных в Красную книгу Кыргызстана, здесь обитают снежный барс, медведь, марал, рысь, беркут, кумай, балабан, бородач, серпоклюв. В пойме реки Чон-Кемин ниже села Новороссийка на площади 500 га располагается Кеминский государственный зоологический заказник, предназначенный для охраны фазанов и зайцев-толаев. Здесь разрешается отстрел по лицензиям в сезон охоты. Для посещения туристами специальных пропусков не требуется.


Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

На маршруте заранее прорабатывались ближайшие места схода с трека (помечены желтыми крестами на карте планирования), в которых точно есть возможность выброситься на автотранспорте до Бишкека, либо скатиться на трассу до Иссык-Куля.

В качестве основного трека назначен облегченный вариант с взятием перевала Тосор вместо Тонг. Тем не менее, если будем опережать, можно пойти и через Тонг.

Также планировались варианты срезок.


Изменения маршрута и их причины:

Маршрут прошли полностью, перевыполнив план дня на три. Этому способствовали:

- благоприятные погодные условия (не было вынужденных дневек и полудневок)

- хорошая физическая подготовка основного состава группы

- высокая самоорганизация группы (подъемы с рассветом, быстрые утренние сборы, непродолжительные остановки при взятии перевалов через каждые 100м набора высоты, установка лагеря для ночевки до захода солнца)

- возможность у всех участников группы перекладывать основной вес велорюкзака в заплечники, либо велорюкзаки на лямках, что значительно ускоряло продвижение по пешеходным участкам (не надо было заносить вещи и велосипед в пешеходные перевалы «по частям»)

Теоретически могли бы успеть сделать дополнительную петлю Сонгкель или пер. Тоссор, но видимо эти участки останутся на следующий раз.


Участники похода:


Дмитрий Кантемиров.
Руководитель

Елена Кантемирова.
Летописец

Игорь Величкин.
Штурман

Наталья Орочко.
Медик

Константин Украинцев.
Механик

Сергей Ларионов.
Фотограф
Был с нами первые 3-и дня

Марина Балтина.
Завхоз
Была с нами первые 3-и дня


График прохождения маршрута по дням:

день дата км набор высота ночевки маршрут трек дня определяющее препятствие на участке характер дорог метеоусловия
0 04.08.сб. 94,2 1944 1440 Бишкек – Кой-Таш – Алмалуу - Рот-Фронт – ночевка на р. Кегеты трек Пер. Безымянный Асфальт до перевала 56км, далее грейдер 5км, плавный и не очень спуск до асфальта близ Карагай-Булака, далее асфальт до конца. Асфальт/грейдер - 89,2/5 км. Ясно, жарко до +40С в тени
1 05.08.вс. 26,2 1674 2923 Ущелье Кегеты трек Брод р. Кегеты Сначала 2км асфальта, далее 24,2 грейдер (местами проезжаемый, местами каменистый с участками пешки) Ясно, жарко
2 06.08.пн. 33,9 1089 2481 Ущелье Кегеты - пер. Кегеты – ночевка на р. Вост. Каракол трек Пер. Кегеты (3767) 31,4км - грейдер и грунты, 2,5 пешки кусками - последний кусок подъема, спуск, докуда не доехал трактор, русло речки Облачно с утра, подъем на перевал под небольшим дождем, ближе к вечеру ясно
3 07.08.вт. 131,3 1320 2708 Джоналыш – Кокджар - Сары Булак трек Грубо говоря 31км гре/гру, потом 73,3 асфальта с вкраплениями грейдера и оставшиеся 27 грейдер Ясно, вечером ливень
4 08.08.ср. 92,3 1474 2998 Пер. Джалпакбель – р. Болгарт - источник Джилысу трек Пер. Джалпакбель (3344) Проезжий грунт. Все 92,3км гре/гру. Ясно, вечером сильный ветер и дождь
5 09.08.чт. 60 1453 1616 Источник Джилысу – пер. Тонг - Бокомбаевское – ночевка в Каджи-Сай трек Пер. Тонг (4021) Переходная тропа до перевала, далее каменистый пешеходный спуск в долину, каменистый грунтовый спуск, асфальт. 14км пешки, потом 25 грейдер и 21 асфальт Ясно, без осадков
6 10.08.пт. 23,3 1176 2819 Проброска от Каджи-Сай до Джети-Огуза – водопад - долина р. Телеты трек полудневка Асфальт 6 км, каменистый грунтовый подъем 13,8км, пешеходная тропа 3,5км Ясно, без осадков
7 11.08.сб. 27,3 1375 2268 Долина р. Телеты - Пер. Телеты - Альп лагерь - р.Каракол трек Пер. Телеты (3788) Пешеходная тропа 15,3км, грунтовая дорога от альплагеря 12 км Ясно, без осадков
8 12.08.вс. 56,2 1265 2221 Каракол – проброска до Ананьево – пер. Чу-Кюнген - пер. Кек-Бель - ночевка на реке Чонг-Ак-Суу трек Пер. Уч-Кюнген (2247), пер. Кек-Бель (2378) На спуске проезжий грунт, далее асфальт. На подъеме наоборот. 10,9 гре/гру, 7 асф - проброска - 17 асф, 21,3 гре/гру Ясно, без осадков
9 13.08.пн. 27,9 1570 3390 Долина реки Чонг-Ак-Суу трек Брод р. Чонг-Ак-Суу Грунтовые дороги 24,9км, далее пешеходные каменистые тропы на подъеме 3км. Облачно, после обеда дождь
10 14.08.вт. 24,4 960 2821 Пер. Ак-Суу – ледник - Чонг-Кемин - ночевка в юрте у р. Сев. Чолпон-Ата трек Пер. Аксу(4053), брод притока река Чонг-Кемин Безымянный, брод реки Долон-Ата Пешеходная тропа на подъеме, далее спуск с перевала по тропе, пересечение ледника по диагонали, далее пешеходная тропа, проезжие тропы. Итого пешки 12 км, проезжая тропа 12,4км Ясно, без осадков
11 15.08.ср. 63,1 1556 1612 Р. Сев. Чолпон-Ата – пер. Кок-Айрык - ночевка на Иссык-Куле вблизи деревни Орнек трек Пер. Кок-Айрык (3845) Проезжая грунтовая дорога, временами пешка из-за обвалов дороги. 61 грейдер с 1,1 вкраплениями пешки и 1км асфальта до магаза Ясно, без осадков
12 16.08.чт. 29 326 1630 д. Орнек – Чолпон-Ата трек Ясно, без осадков
13 17.08.пт. День матраса Ясно, жарко, без осадков
14 18.08.сб. 80,2 275 Чолпон-Ата – Балыкчи трек Ясно, жарко, без осадков
27,2 285 Осмотр Бишкека трек
15 19.08.вс. 34 Бишкек – Аэропорт трек Ясно, жарко, без осадков
65 ПВД в долину Ала-Арчи
16 20.08.пн. День отлета

Итого:

Километраж 689,1км основного маршрута за 13 ходовых дней (без учета дней матраса и отлета + еще максимум 100км):

245,5 км (35,6%) - асфальт,

392,2 км (56,9%) - грейдера, грунтовки, проезжие тропинки,

51,4 км (7,5%) - пешком. Непроезжие тропинки и заброшенные дороги, просто по азимуту тоже гуляли: "вот тут как-нибудь спустимся, по камням перелезем вокруг озера, обогнем гору, и где-то там вылезем на некое подобие дороги".

Набор высоты 17182м




День 0. (4 августа)

Бишкек – Кой-Таш – Алмалуу - Рот-Фронт – ночевка на р. Кегеты
94,2 км, набор 1944 м, трек:

Пишет Дима:

«Так как в Бишкек я попал из Алма-Аты еще в пятницу 3 августа, ночь пришлось скоротать в гостинице Семетей, найденной по подсказке случайного таксиста недалеко от ЖД вокзала. Первая группа (Костя, Наташа и Игорь) прилетает на следующий день в районе 6 утра. Будучи уверенным, что такси из аэропорта, сборка велов, сдача ненужного барахла в камеру хранения на вокзале (в аэропорту ее закрыли) и крутеж до моей гостиницы займет у них минимум часа три, ставлю будильник не на рано. Тем не менее, в 8-15 они уже у входа в гостиницу. Оперативно завтракаем в гостиничном баре и берем направление на Ошский базар с целью оптовых закупок провианта. На базаре оказываемся раньше 9-00, немного ждем открытия обменников, меняемся и закупаемся, как нам тогда казалось, всем тем, что велено было людьми, занимавшимися раскладкой. С этой раскладкой немного путанно вышло – решив, что за нас подумали, мы закупили ровно то, что было предписано (ну с небольшой импровизацией по сыру: вместо твердого сыра взяли Курт). Но не тут то было, оказывается мы запутались в переписке и в итоге накупили много ненужного и с приличным избытком. В результате к старту мы потяжелели килограмм не то на 6, не то на 9! Стартуем. Едем по городу с короткими остановками на горшок/водичку/лепешки. Еще утро и в городе очень много зелени, поэтому не жарко. Помаленьку выбираемся из города.

Время к полудню. Асфальт в горку, типичная среднеазиатская пыльная населенка. Ясно, прибор показывает «40 и за» на солнце. Мой жэпээс при такой температуре начинает жестоко зависать, становясь беcполезной обузой. Постоянно следим за перегревом собственного качана – для профилактики теплового удара периодически останавливаемся (при тамошней влажности и небольшом бризе с гор в любом теньке очень комфортно). В дальнейшем частенько останавливаемся и с целью подкормиться яблоками и урюком. Несмотря на бессонную ночь, жару и некоторую высоту (стартовали с ~800м) ребята пока держатся бодрячком. Так потихоньку часам к 3 берем намеченный перевал (название не помню, высота 1760).


Локальный перевал 1760 метров

Спуск с перевала

Убедившись, что какие-то силы еще остались, а светового времени еще полно, принимаем решение не ночевать, как по первоначальному плану в долине в 10км перед Юрьевкой, а ехать по завтрашнему треку в ущелье Кегеты. Это дополнительных километров 30 и ребята уверенно подтверждают, что потянут. Не далече за перевалом приходит первая поломка – стойка багажника у Наташи. Что-то шаманим, но ясно, что грузоподъемность будет минимальная – раскидав самое тяжелое, оставляем на багажнике какую-то мелочевку. Будучи уверенным в окончательной смерти багажника и учитывая, что вторая группа еще в Москве, звоню Лене, выписываю запасной багажник. Спускаемся в Юрьевку, крутим до Рот Фронта в поисках магаза (странно писать про магаз, учитывая, сколько непонятной еды мы тащим с собой). Подъехав к некоему гибриду остановки и ларька, понимаем, что Наташу срубает. Тут Костя случайно знакомится с кем-то, кто якобы может отремонтировать багажник и исчезает с ним примерно на час. Наташа отрубается на скамейке. В итоге багажник подлатали, а Наташа успела немного восстановиться. Тем не менее, время в районе 7 и надо поспешить укрутить подальше от населенки в горы.


Пустынная долина

Закат. В девятом часу замечаем надпись «гостевой дом» у дороги. Соблазняемся. Но тут же тормозим, разглядев неплохое местечко внизу у реки, метрах в 200 от дороги. Вроде населенки кроме этого дома не видно, хотя по месту с хорошей травкой явно гоняют скотину на водопой. Короче, осознавая полное отсутствие сил и желания крутить в темноте, решаем встать на ночь».

Ночевка на высоте 1440м.



День 1. (5 августа)

Ущелье Кегеты
26,2 км, набор 1674 м, трек:

Вторая группа: Лена, Сергей и Марина долетели без проблем, встретились с первой на берегу реки Кегеты. Распределили еду, купленную первой группой на рынке. С закупкой вышла какая-то путаница, не были куплены самые важные продукты (крупы). Далее все вместе начали свое путешествие в глубь ущелья Кегеты с целью пройти одноименный перевал. Стартовали часов в 11 утра с высоты 1450 метров.

В начале путешествия на небольшой высоте было очень жарко, на солнце температура в р-не 40 гр. На пути нам повстречался водопад, решили заехать немного охлодиться. В качестве забавы стали вставать под струю водопада. Поток настолько сильный, что бил будто молотком по голове.


Грунтовый подъем

Водопад

Охлаждаемся в водопаде

Далее на пути у нас было два более-менее серьезных брода, при которых пришлось промочить ноги, остальные проезжались в седле.

Даже когда закончился незначительный трафик после мостика, дорога продолжала идти в проезжаемом виде, за исключением отдельных участков с камнями, которые приходилось идти пешком.


Один из бродов

Локальный пеший участок

Встретили пастуха, сказал, что дорогу на перевал расчищает трактор. «Значит халява?» Завтра узнаем. Поехали дальше. Как только солнце ушло за горы, стало заметно холодней, при этом мы поднялись на высоту 2940 м. На ночевку встали в 18 часов. Весь день ехалось на удивление легко, трудностей с дыханием я не заметила. Проблемы похоже были у Наташи, она говорила, что дыхалки не хватает. Уже в первый день наметилось отставание Сережи и Марины. Вечером стало совсем холодно, пришлось надевать всю одежду, которая была.


Ущелье

Место ночевки

Ночевка на высоте 2923м.



День 2. (6 августа)

Ущелье Кегеты - пер. Кегеты (3767) – ночевка на р. Вост. Каракол
33,9 км, набор 1089 м, трек:

Решив дать второй группе отоспаться после предыдущей бессонной ночи, подъем назначили не рано. В дальнейшем было запланированно сдвинуться на более ранние подъемы. Сегодня мы продолжили движение в направлении пер. Кегеты.

Тракторная дорога продолжалась до самого перевала, поэтому бОльшую часть дороги мы ехали в седле, за исключением последнего участка, где уклон был слишком большой.


Стадо лошадей

Заползаем в перевал

Где-то на высоте 3600 встретили стадо лошадей, пасущихся одиноко.

После полудня погода испортилась, загремел гром и пошел дождь. Растительность закончилась где-то на высоте 3600 м, пейзажи приобрели лунный вид. Уже со вчерашнего дня каждый новый метр набора для меня был впервые. Я никогда раньше не видела столь величественных гор вживую. Все время вспоминалась фраза из фильма "Вертикаль": "... а в горах человек живет как бы в ином измерении, по вертикали". И ведь действительно, мы начали измерять расстояния не километрами, а метрами набора высоты. На перевал заползли в 13.26 – 13.45.


Последнии витки серпантина

На перевале Кегеты (3767)

Вид с перевала Кегеты на север (наш подъем)

Сделали групповое фото, посозерцали открывающиеся перед нами красоты и покатились вниз. Настоящий техничный спуск, под колесами камни, сильный уклон. Счастье продолжалось, пока мы не встретили на своем пути работающий трактор, за ним была старая не расчищенная осыпная дорога. Высота 3600м. Местами можно было ехать, а местами было все завалено камнями, приходилось перетаскивать велосипеды по завалам.

В одном месте дорога просто закончилась, ее продолжение мы увидели в 20 метрах выше себя. Пришлось делать жесткий апхил вверх до этой дороги. Часть группы (Игорь, Костя, Наташа) не захотели ломиться вверх, поэтому решили идти по более короткому, но бездорожному пути, ведущему вниз к руслу.


Дорога "закончилась"

Спуск по камням и сыпухе

Спуск

Далее вдоль реки берег шел обрывистый осыпной, им пришлось "сплавляться" прям с велосипедами по реке до ближайшей нормальной дороги. А мы в это время спокойно проехались серпантином вниз, перейдя небольшой брод по камням. В итоге та группа пришла немного раньше, но ноги измочила сильнее. Дальше шел спуск, проезжаемый в седле, но непростой, тк на пути постоянно попадались камни.

Случилось ЧП: Марина упала, ударилась головой. Я ехала сзади, поэтому увидела ее, лежавшую без сознания, похоже Марине на время отшибло память. На шлеме даже вмятина осталась. Оказали первую помощь, согрели, напоили чаем, сами немного отдохнули и двинулись дальше вниз.

Спуск был шикарным, вокруг красоты, скорость. На т-образном перекрестке в долине увидели юрту, решили заехать покушать, посмотреть устройство быта.


Спуск

В юрте

Нас накормили лепешками, каймаком, кумысом и чаем, правда какое-то все грязное было, на еде волосы сплошные, сами хозяева неприветливые, не разговорчивые. За все с нас всех взяли 1000 сом. Как мы потом подумали, это была гостевая юрта. Сытые поехали дальше вниз, на ночевку встали рано, еще шести не было, немного не доезжая «населенки» на реке Восточный Каракол. Уже на стоянке обнаружился медленный прокол у Кости, также у него нашли поломку в багажнике и некритичный порез покрышки в районе корда.


Спустились в долину

Ночевка на высоте 2481м.



День 3. (7 августа)

Джоналыш – Кокджар - Сары Булак
131,3 км, набор 1320 м, трек:

Акклиматизационные дни закончились, а спать мы легли рано, поэтому подъем в 5 утра. Старт в семь.

Утро началось со спуска по грунтовке, затем по грейдеру-трясучке. Доехали до асфальта, ведущего к Нарынской трассе. По нему 35 км до самой Нарынской трассы. Дорога не загруженная, но асфальт местами в огромных колдобинах. Долетели к началу Нарынской трассы к 10.30 утра. Всего получилось, что со старта мы проехали 60 км за 3.5 часа. Как всегда группу разгонял Костя - любитель асфальта. Дальше поехалось не так резво, сама Нарынская трасса была практически вся без асфальта. Его сняли в связи с ремонтом дороги.

Отставание Сергея и Марины стало более заметным. В 11.30 мы остановились в придорожной кафешке, которая вообще не внушала доверия. Я попросилась сама приготовить макароны и салат, девчонки вызвались помочь. Хозяин проводил нас на кухню, показал что где. Ребята заказали лагман, после которого им крупилось крайне плохо, это неудивительно, если посмотреть, как он готовится. Хорошенько отдохнув, наевшись, в 12.30 мы выдвинулись дальше. До Сары-Булака еще 18 км. Опять начался тупняк и постоянные остановки, я решила уехать вперед, чтобы никого не ждать. Похоже самое сложное в группе - это ехать с минимальным количеством остановок, от которых теряется очень много времени. Целый день погода была хмурая, а на этом участке вообще сильный встречный ветер дул.


Выехали на Нарынскую трассу

Обедаем в кафешке

Приехали в Сары-Булак, закупились макаронами и рисом, а также сникерсами., немного отдохнули. Сары-Булак больше похож на придорожную деревню, чем на город. Пока делали все дела, пошел небольшой дождик. Далее нужно было проехать 35 км до точки встречи и предполагаемой ночевки, Костя с Наташей остались, чтобы отремонтировать багажник и должны были догнать всех позже. Все поехали в своем темпе, сначала шел асфальт км 15, дальше грейдер-трясучка.

Я, Дима и Игорь проехали расстояние до точки встречи с одной небольшой остановкой. Игорь укатил вперед, а мы с Димой ехали вдвоем. К 16.50 прибыли в место встречи к мосту. К 17.35 - Сергей с Мариной, и к 18.10 подъехали Костя и Наташа.


Погода портится

Ночевка в поле

Пока всех ждали успели попить чай, пообщаться с местными, которые очень интересовались нашим присутствием здесь. После этой точки открутили еще 7-8 км в поисках места ночевки, нормального так и не нашли, пришлось вставать прям в поле.

За нами все время гналась грозовая туча, но мы успели от нее скрыться, поставив палатки. Все разбежались по норкам. Ужин в палатке. Отбой в 21 час.

Ночевка на высоте 2708м.



День 4. (8 августа)

Пер. Джалпакбель (3344) – р. Болгарт - источник Джилысу
92,3 км, набор 1474 м, трек:

Подъем в 5 утра, выезд в 8.

Сегодня Сергей с Мариной решили, что дальше они поедут вдвоем. Разделили общаковые вещи, распрощались и уехали. У нас осталась одна палатка на пятерых, как в ней спать, нам еще предстояло узнать, а сейчас дорога шла плавно вверх по тихой почти безлюдной долине.

В 10.30 увидели юрту, решили заехать. Хозяева оказались очень гостиприимными, немного поговорили о жизни, оказалось, что они живут в юртах только в летний период. Лепешка, каймак и даже кумыс у них оказались гораздо вкуснее, чем в первой встреченной нами юрте, к тому же совершенно бесплатно. Хотя деньги им наверное надо было все равно дать, несмотря на то, что они отказывались.

Хорошенько наевшись, мы отправились покорять перевал 3344. На пути встретили стадо диких Яков.


Вид с перевала

В 11.30 наконец мы заехали в этот тягун. Все разбежались по разным сторонам "по делам". Дальше ехалось легче, начался шикарный спуск в долину, дорога была подходящей для разгона.

А дальше нас ждала долина реки Болгарт. Чудный островок.


Долина реки Болгарт

Распугиваем яков

Ехали, разгоняя животных. Вообще-то они позанимали все лучшие места возле водоема, нам даже привал негде было сделать. В 14:30 остановились на отдых, до этого с перевала все время ехали без остановок. Подкрепились макаронами с соей. В 15.30 двинули дальше, преследуемые сердитой грозовой тучей. Ехали, стараясь оторваться от нападающего дождя. Убежали, когда свернули налево в ущелье, ведущее к источникам и перевалу Тонг.

25 км и мы в туристическом месте «Источники Джилысу», оно же место начала подъема к Тонгу. Замечательный вечер-релакс стал вознаграждением за напряженный день. Источники представляют собой ванну, наполненную водой, из-под земли поднимаются пузырьки с сероводородом, но вода настолько горячая, что просто опустить ноги невозможно, приходится сначала привыкать, понемногу опуская то одну ногу, то другую. Затем можно делать попытки полного погружения, это даже проще, чем одну ногу опускать, все тело не чувствует такого жара. Полчаса таких процедур и получается эффект бани, нас хорошенько разморило. Ужин у хозяев. Ночевка в доме. Мне показалось, что спать в палатке было уютней.

Ночевка на высоте 2998м.



День 5. (9 августа)

Источник Джилысу – пер. Тонг (4021) - Бокомбаевское – ночевка в Каджи-Сай
60 км, набор 1453 м, трек:

Подъем в 5 утра. Собрались за 1.5 часа. Выехали в 6.30. Стартовали сразу в горку, и не просто в горку, а в жесткий апхил, велики тащили практически на себе. 45 мин добирались до тракторной дороги. На пути была речка, чтобы ее преодолеть, нужно было найти мостик. Его мы чуть не пропустили, от этого моста осталась только арматура, издалека она сливалась с местностью.


Мостик

Дорога в сторону перевала Тоссор

Хорошая утренняя разминочка получилась!

На старой тракторной дороге стало легче, велосипед можно было катить рядом.


Старая дорога

Отдыхаем на тропе

Виды на подъеме

До перевала нужно проехать/пройти 8 км и набрать 1000 метров. На подъеме старались отдыхать каждые 100 метров набора. С погодой сегодня повезло, ясно и на дождик даже намека нет. Идти тяжело, но мысли о том, "как же мне хреново" отвлекала красота вокруг. А вот Диме даже удавалось ехать. Вот лось-то.

Так потихонечку шли рядом с велосипедами и к 11 утра оказались на высоте 4021 м на вершине перевала Тонг.

Красиво?! А какой контраст!!!


На перевале Тонг (4021)

Снежник в начале спуска

Перевал Тонг (4021). Панорамный вид на обе стороны с перевала.

Теперь нам предстояло спустится с этого замечательного перевала. С северной стороны снег лежал не везде, на дороге ведущей серпантином вниз было видно три снежника. Сначала приняли решение идти по дороге. Первый снежник мы одолели с трудом, Игорь чуть не уехал вниз. Далее на дороге лежали еще два снежника, а меж тем Костя пошел ниже по скототропе. Пройти второй снежник нам не удалось, наст очень твердый, ноги уезжали вниз.

Оказалось, что Костин вариант более правильный, решили пойти за ним. Наташа нырнула сразу вниз к Косте, а мы решили вернуться немного назад, т.е. сделать небольшой серпантинчик. В результате Наташа застряла с велосипедом на склоне. На помощь пришел Игорь. Уклон скототропы очень большой, но благодаря мягкой сыпухе ногу можно зарывать пяткой в склон. В итоге спуск у нас получился очень долгий, тяжелый и экстремальный по сравнению с подъемом на перевал.


Спуск по крупным камням

Выходим на дорогу

В 12 дня мы спустились к озерцу, которое видно с перевала, там у Игоря порвало покрышку, пришлось останавливаться, решили тут же пообедать. Привал длился около часа. Дальше решили двигаться вдоль череды озер, оказалось, что не так это просто, огромные камни образовывали страшные склоны. А в одном месте я чуть не уехала в воду с грудой камней, успела только прыгнуть вперед, упала на склон из камней, а велосипед выпал из рук и упал вводу. В результате от багажника отвалилась пластмассовая часть. Не малый путь нам нужно было проделать, чтобы выбраться на нормальную дорогу. Пробирались мы среди огромных валунов. В 15.30 вылезли на серпантинную дорогу уже за холмом, который огибали слева.

Ехать по дороге вниз у меня не было никакого желания, поэтому я ушла вперед от группы. Все остальные поехали в седле, несмотря на большие торчащие камни. Через пару км спуск стал более проезжаемым, но до самого Бокомбаевского был страшно трясучим, переходящим в грейдер, от которого на скорости немели руки. Весь спуск продолжался 35-40 км. К 17 часам мы спустились к Иссык-кулю. Целый час ехать только вниз – такое может быть только в горах! Озеро впечатлило! Чистейшая прозрачная вода, дно видно, даже когда стоишь по шею в воде. Нашли более менее дикое место, искупались и поехали еще км 10 вдоль озера искать место для ночлега. В 19 вечера финишировали в гостевом доме в с. Каджи-Сай. Кафешка. Отбой.

Ночевка на высоте 1616м.



День 6. (10 августа)

Проброска от Каджи-Сай до Джети-Огуза – водопад - долина р. Телеты
23,3 км, набор 1176 м, трек:

Встали сегодня позже обычного в 7-8 утра. Каждый занялся своими делами, затем пошли позавтракали в местную кафешку (завтраки нам обходились примерно 100 сом с человека - это что-то типа 60-70 руб.). Я, Дима и Костя съездили к озеру искупаться. На берегу встретили земляков. Из разговора поняли, что для сибиряков - это популярное место отдыха. Затем нашли машину, которая нас должна была отвезти в Жетыогуз. Выехали из Каджи-Сая в 11:40, в место назначения приехали после 13 часов. 120-километровая проброска обошлась нам в 2500 сом, т.е. 350 руб. с человека.


Начало Джети-Огузского ущелья

Скала "Разбитое сердце"

Выгрузились за деревней в км 3-х и дальше поехали своим ходом вдоль речки Телеты, протекающей по самому живописному ущелью какое мы только видели. Асфальт шел до пансионата, рядом с ним было много кафешек, в одной из них решили пообедать.

Дальше началась каменистая грунтовка до водопада (высота примерно 2300 м).


Подъезжаем к пансионату

Джети-Огузское ущелье

К водопаду нужно было делать небольшую радиалку. Решили не упускать возможность и покататься заодно на лошадях. Путешествие на таком виде транспорта стоило 300 сом с носа, можно было ехать самому без проводника. Радиалка на лошадях получилась очень впечатляющей, даже сам водопад оказал не такое эмоциональное воздействие. Правда поехали мы только втроем я, Наташа и Костя. Катались минут 40. Все спрашивали у нас, куда дели велосипеды.


Прогулка на лошадях к водопаду

Вид на ущелье

В 17 часов двинулись дальше, нам еще нужно набрать высоты и продвинуться дальше в ущелье. Проезжая дорога закончилась на высоте 2500 м. Дальше началась тропа, значит опять тащить велосипеды. По этой тропе мы поднялись до высоты 2850 м.

Ущелье Телеты самое красивое место, которое мы видели за время всего похода. Высокие елки, хвойный запах, бурная река, пейзажи завораживают. Не зря это место так пользуется популярностью у туристов. Решили дальше не идти, время на часах уже 19.35, ровные площадки пока были. По пути встретили две палатки, одна с туристами из Польши. Смотрели на нас, как на клоунов из цирка, улыбались, фотографировали. По пути к ночевке уже вечером нам пришлось преодолеть два брода, это чтобы сухими на ночевку не вставать :). Поужинали, полюбовались таинственным звездным небом и легли спать под шум вечно падающей воды.


Локальное таскалово на тропе

Закат

В этот день, да и вообще за поход меня очень поразило увиденное количество живности: лошадей, коров, ишаков, овец. Все вокруг живет, нет этого запустения и бесхозности, как у нас. И люди там добрее и приветливее. Что же, солнечная страна, не бывает у них серого неба столь продолжительное время. Отбой.

Ночевка на высоте 2819 м.



День 7. (11 августа)

Долина р. Телеты - Пер. Телеты (3788) - Альп лагерь - р.Каракол
27,3 км, набор 1375 м, трек:

Подъем в 5 утра. В первый раз после разделения спали впятером. Ощущения незабываемые. Похоже главным пострадавшим стал зажатый Игорь. Собрались за два часа, вышли в 7.15.


Раннее утро

Мостик через речку. Конец пологого участка

Тропинка сначала шла полого вдоль ущелья, затем поворот и резкий подъем с кустиками на пути. Это самый жесткий апхил, делаешь пару шагов и приходится отдыхать. Кустики быстро закончились, а вот резкий набор продолжался до самого перевала. Дорога была очень непростая, Костя и Наташа решили прицепить велосипеды к рюкзакам. Выглядело страшно, но они шли. Действительно, больше всего доставалось рукам, не привыкшим к таким нагрузкам. Особенно не повезло Наташе, ее велоспед оказался самым тяжелым. За плечами вел нести проще, т.к. не нужно тягать. А я была самой халявщицей, потому что мой байк весил всего 10 кг :) Вот и скакала как горная козочка на белом ослике.


Подъем на перевал

Подъем на перевал

Растительность опять закончилась где-то на 3600 м.

Почти перед самым перевалом начался пологий участок. Ребята сделали остановку, а я решила взять все одним разом. Последние 70 м оказались самыми жесткими. Еще я пошла не самым оптимальным путем, перелезала с велом через какие-то скалы, потом по отвесной сыпухе лезла до самого верха. В итоге с остановками-привалами каждые 100 метров набора к 12.40 мы забрались на перевал.


Перевал Телеты (3788)

На перевале

Спуск начали в 13 часов, сложностей сильных не было, пока мы не дошли до места, где начиналась река.

Зная, что нужно идти по правой стороне, народ все равно разделился. Затем вообще началась жесть, тропинка уходила наверх по склону из камней возле реки, я решила туда, другие разделились, каждый пошел своей дорогой, Игорь сначала пошел по руслу, потом перебрался на левый берег, Дима пошел за ним, но потом они разделились, не знаю где. Костю и Наташу я видела, когда уже забралась на холм, они были внизу, потом по очень крутому и длинному склону поднимались ко мне. Я поняла, что пошла правильно, т.к. иногда натыкалась на заботливые пирамидки. Впоследствии собрались на поляне, когда все каменные лабиринты закончились, на высоте где-то 3100 м. Пообедали и пошли дальше. Тропинка проходила среди елок, сильно ныряя вниз. К 17 часам спустились в альплагерь, альпинистов там не оказалось, полная тишь. За 80 сом сноса поели черствые лепешки с маслом, вареньем и морковной икрой. Еще купили разбавленное "парное" молоко.


Спуск с перевала

Долина реки Каракол

Поехали дальше вниз в сторону Каракола. Дорога каменистая, но ехать можно. Река Каракол, вдоль которой мы ехали, была наредкость бурной, сильно разлитой, несколько раз пришлось переходить вброд притоки. Финишировали в 19.30. До Каракола оставалось еще 15 км, которые мы оставили на следующий день, чтобы не заезжать в населенку.

Ночевка на высоте 2268м.



День 8. (12 августа)

Каракол – проброска до Ананьево – пер. Чу-Кюнген (2247) - пер. Кек-Бель (2378) - ночевка на реке Чонг-Ак-Суу
56,2 км, набор 1265 м, трек:

Встали как обычно в 5 утра. Выехали в 7. В 8 утра были уже в Караколе. Закупились на 4 дня автонома на местном рынке. Практическим путем подтвердили, что 100 гр круп на человека вполне себе норма. С таким расчетом и закупались. Также в местном парке зарезали и съели дыньку. К 10 утра приехали на автовокзал, договорились с водителем маршрутки за 200 сом с человека доехать до Ананьево, маршрутка была рейсовая, с пассажирами.

В 11.45 прибыли в село, докатили до Иссык-Куля, там немного потупили, искупались. Вода оказалась не такой прозрачной, скорее наоборот мутной, и очень мелко.


Озеро Иссык-Куль

Абрикосы

Яблоки

На обратном пути в Ананьево остановились возле урюка.

Потом продолжили матрасничать в кафешке, где ребята до отвала наелись блюдами из местной кухни. Наташе даже пришлось "покормить пакетик", чтобы не выбрасывать ценный продукт. В 15 дня стартовали в долину, ведущую к перевалу Аксу. По пути залезли в яблоневый сад рядом с дорогой.

За 4.5 часа проехали 35 км. По пути взяли зачем-то склон вместо перевала, соблазнившись хорошей дорогой, идущей потом в лес. Правильнее наверное было ехать правее по долине, где больше домиков. Далее нам пришлось преодолеть еще пер. Кок-бель, но с ним было все в порядке, уклон небольшой, проезжается в седле. Встали на ночевку в 19.30 на реке Чонг-Ак-суу на островке правее дороги. Долина реки Чонг-Ак-суу, куда мы спустились с пер. Кок-бель, невероятно живописное место.


Подъем на перевал Чу-Кюнген

Спуск с перевала Кек-Бель

Пока ехали по долине, встречали периодически следы велосипедов, поняли, что это были Сергей с Мариной. Они тоже пошли неправильным путем по треку Саши, забравшись на склон, вместо перевала.

Ночевка на высоте 2221 м.



День 9. (13 августа)

Долина реки Чонг-Ак-Суу
27,9 км, набор 1570 м, трек:

Подъем в 5 утра, но все встали в 5:30, похоже сильного желания куда-либо ехать не было ни у кого. Выехали в 7:45. Сразу подъем, чередующейся спусками.


Мостик через реку

Долина реки Чон-Аксу

Было одно падение, на спуске Наташа оттормозилась, но не смогла выщелкнуться из педали и на нулевой скорости завалилась на бок, оперевшись на ладонь и слегка ее ударив. На пути встретили немцев, которые сказали, что видели двух велосипедистов в получасе езды от нас. Поехали дальше и через некоторое время примерно на высоте 2900-3000 увидели Сережу с Мариной, переходящих каменное поле. Дальше шли с ними вровень, в некоторых местах они от нас отрывались. Сил идти оставалось немного, о перевале сегодня и думать не стоило. За поворотом налево примерно на высоте 3200м началась самая жесть.


Натоптанные тропы

Пробираемся к перевалу

По описаниям других групп стало понятно, что перебираться на другой берег нет смысла, Саша тоже шел не идеальным путем. Решили подниматься наверх сразу в районе поворота по камням и траве. Вообще же нужно было забираться наверх еще до поворта. Дальше так и шли высоко над рекой.

На 3300м нас ждал брод и накрапывающийся дождь. Нужно было быстрее перебраться на ту сторону реки и поставить палатку. Решили переходить под водопадом, там река не такая глубокая и состоит из трех ручейков, самым большим и сложным участком является главный ручей, падающий сверху каменного склона.


Водопад

Место ночевки

Сергей с Мариной переходили ниже по течению. Издалека было видно, что они делали несколько заходов. Финишировали на ночевку в 16:30 под моросящим дождем. Вообще в первой половине дня погода была ясная и солнечная, а испортилась она, когда мы добрались до места ночевки. Дальше идти не было смысла, тк начинался крутой подъем и найти горизонтальную площадку для палатки представлялось нереальным.

Оставшийся вечер провели в палатке. Только один Игорь ушел на прогулку-разведку.

Ночевка на высоте 3390 м.



День 10. (14 августа)

Пер. Ак-Суу (4053) – ледник - Чонг-Кемин - ночевка в юрте у р. Сев. Чолпон-Ата
24,4 км, набор 960 м, трек:

Всю ночь шел дождь, на утро он наконец закончился. Проснулись почти в шесть. Собрались за 1.5 часа. Вышли в 7:38. И сразу тропинка поползла очень круто в гору. Набрать нам предстояло примерно 700 м за 3 км.


Начало крутого подъема

Небольшой пологий участок

Последний участок подъема

Через некоторое время резкий набор сменился пологим подъемом по ложбинке между камнями и грунтовым склоном. Эта ложбинка вывела нас на огромное каменное поле. За этим полем началась сыпуха справа и каменный склон слева. Тропа шла высоко по сыпухе, но никто не захотел к ней подниматься. Решили идти по камням, но вскоре камни закончились, и все равно пришлось лезть на эту сыпуху к тропе.

Ну а последние 70 м набора вообще были самыми жесткими, крутая сыпуха и по ней нужно лезть вверх. К 11.49 были на перевале.


Выход на седловину

На перевале Ак-Суу (4053)

Устроили настоящую фотосессию с велосипедами, нашли оставленный в тайнике газовый баллон с надписью "вело соло".

Через 10 мин уже начали спускаться к леднику.


Ледник Ак-Суу

Забираемся на ледник

Причудливые виды

Через час прыгнули с тропы на козырек льда, преодолев первый ручей. Затем пересекали ледник по диагонали. Кто-то даже ехал на велосипеде (Костя, Наташа и Игорь), а мы с Димой не захотели ставить педали, ради пары метров, поэтому пошли пешком. На самом леднике перешли еще три ручья, трудностей особых они у нас не вызвали.


Катаемся по леднику

Брод притока Западной Аксу

После ледника началась морена, которая продолжалась до первого нашего серьезного брода. Приток Западной Аксу слева очень бурный и быстрый. Мы долго думали, как его переходить. Место подходящее никак не находилось. На воду было грустно смотреть.

Решили воспользоваться веревкой. За полчаса одолели реку. Получился неплохой опыт. Сначала один переходит, остальные его страхуют, затем натягивается веревка, и все поочередно, держась, переходят бурлящий поток. За рекой начался грунтовый склон. Вскоре к 17 вечера вышли в долину реки Чонг-Кемин. За горами справа уже граница с Казахстаном.

Сначала тропа шла непроезжая, вся в кочках, потом мы оказались в чистом поле, и тропа стала ровной. Брод через Долон-Ата мы одолели довольно быстро с веревкой, в принципе можно было и без нее. Встретили местного, он нам рассказал про юрту рядом со следующим бродом Сев. Чолпон-Ата, до него еще 6 км.


Недостроенная дорога в Казахстан

Долина реки Чонг-Кемин

В 19 вечера были у юрты. Нас пригласили к себе, накормили вкусной натуральной едой. Хозяева молодая пара, парню 22 года, предприниматель, у них даже наемные работники есть. Предложили заночевать у них в юрте. За ужин, ночевку, завтрак и переправу договорились за 2000 сом. Замечательное место! Вокруг живые существа, горы, чистый воздух и шум бурной реки. Красота! А еще у них два замечательных щеночка, с которыми никак не хотелось расставаться.

Ночевка на высоте 2821 м.



День 11. (15 августа)

Р. Сев. Чолпон-Ата – пер. Кок-Айрык (3845) - ночевка на Иссык-Куле вблизи деревни Орнек
63,1 км, набор 1556 м, трек:

Встали в 6 утра. Сегодня ясно. Утро холодное. На улице воздух наполнен свежестью, все вокруг только просыпается. Даже самый лучший фотоаппарат не может передать такую красоту. Неужели с этим всем придется расстаться...? Что ж, мы всего лишь гости. Нас вкусно напоили чаем с лепешками. Затем помогли переправиться через реку Чолпон-Ата на лошадях. Ощущения необычные, а смотрится вообще экзотично: всадник с современным рюкзаком за плечами держит в руках два велосипеда, а сзади еще сидит человек.


Переправа на лошадях

Река Чонг-Кемин

Они с нами быстро распрощались и галопом ускакали обратно в юрту. Следующий брод перешли очень просто, воды было немного. А четвертый брод начиная с выезда в долину Чонг Ак-суу вообще оказался мостиком. Встретили пограничников, они проверили у нас паспорта, у Димы не обнаружилось штампа о прибытии, его предупредили, что могут быть проблемы с выездом (не было).

К 9.45 подъехали к повороту на Кок-Айрык и полчаса спорили, как нам лучше построить дальнейший маршрут, чтобы рационально использовать лишние дни. В итоге ничего не решили и поехали в перевал.


Поворот на Кок-Айрык. Начало подъема

Подъем на перевал

Через некоторое время Дима уехал вперед, сказав, что у него заклинила педаль, он будет ехать своим «медленным» темпом. Больше мы его не видели до высоты 3600м. Этот перевал для меня стал самым тяжелым в моральном плане, мысленно я уже находилась там за горами на озере. Тело отказывалось совершать тяжелую работу, сил и желания ехать не было вообще.


Виды на подъеме

По пути у Наташи прокололось, а точнее пробилось колесо, а у Игоря порвалась бескамерка, потеряли кучу времени, хотя и так никуда не спешили. Где-то на высоте 3800м дорога решила раздвоиться, одна продолжала плавный набор, но была вся в обвалах, другая шла резко вверх, но была новой, со следами квадрациклов. Пошли по второй, велики опять тащить, наверху была развилка, правильнее идти направо, немного пройдя налево, мы уперлись в тупик. На дороге в некоторых местах стал появляться снег.

Еще пару витков, и наш перевал!


Перевал Кок-Айрык (3845)

Серпантин на спуске

Заползли в 15.50, немного потупили, пофоткались. Наташа с Костей залезли на арку. Полюбовались красотами и в 16.15 отправились вниз. Дорога была в основном проезжая, но с осыпными препятствиями. Сброс плавный, поэтому очень длинный.

Спускались к озеру три часа. В 19 часов были у озера. На спуске случилось еще три прокола/пробоя у Наташи, Кости и еще раз у Игоря. Итого за перевал 5 проколов! Заночевали прямо на выезде с дороги от перевала, на берегу Иссык-Куля в кустах облепихи.

Ночевка на высоте 1612м.



День 12-13. (16-17 августа)

д. Орнек – Чолпон-Ата
29 км, набор 326 м, трек:

Учитывая солидный запас дней до отъезда, на утреннем совещании решили не ехать в сторону Рыбачьего, а в обратную - в Чолпон-Ату.

Два дня матрасничали на берегу Иссык-Куля, наслаждались местной кухней и различными фруктовыми вкусностями.


Отъедаемся после похода

Прогулка на теплоходике

Отдых на пляже

Озеро Иссык-Куль

Чолпон-Ата самое цивильное место из всех прибрежных зон отдыха. Довольно крупный город, даже есть рынок, два музея, в один из которых мы не попали, т.к. входные билеты стоили 300 сом, нас просто задушила жаба. Даже в московские музеи столько не стоят билеты. Этот музей под открытым небом, но издалека было видно, что особо интересного там ничего нет, кроме современных сказок про великое прошлое великой нации. В конце дня вписались на небольшую экскурсию на теплоходике - немного покупались (якобы на глубине, поэтому в спас-жилетах), заслушали всякие wiki-интересности про озеро, ну и т.п.



День 14. (18 августа)

Пройдено Димой и Леной: Чолпон-Ата – Балыкчи
80,2 км, набор 275 м, трек:

Пройдено Костей, Игорем и Наташей: Осмотр Бишкека
27,2 км, набор 385 м, трек:


Главная площадь Бишкека

Наташа, Костя и Игорь уехали утром на маршрутке в Бишкек, а мы с Димой, по причине наличия еще одного лишнего дня, решили поехать своим ходом до Рыбачьего вдоль озера, чтобы по пути купаться и приехать к вечеру в город, там заночевать и утром уже отправиться в Бишкек. Накрутили км 80, по пути заехали на пляж, решили поваляться и уснули мин на 40, проснулись обгоревшими. Часам к 5 приехали в Рыбачье, посмотрели на местный пляж и ужаснулись: такой помойки не видели нигде в Киргизии. Сам город тоже вызывал одни отрицательные эмоции. Оставаться здесь не было ни малейшего желания, поэтому мы сели в маршрутку и уехали в Бишкек. Приехали в ту же гостиницу, где остановились ребята.



День 15. (19 августа)

Пройдено Димой и Леной: ПВД в долину Ала-Арчи, 65 км

Проводили ребят и поехали использовать оставшийся один день отдыха. Чтобы не сидеть в городе, решили съездить в сторону Ала-Арчи. До лагеря так и не доехали, открутив от города км 30, зато искупались в бодрящей Ала-Арче и посмотрели на красивое ущелье. Обратная дорога была куда приятнее. Забирались туда часа четыре, обратно спустились в город за час. Вечером купили арбуз, съели и легли спать.

Пройдено Костей, Игорем и Наташей: Бишкек – Аэропорт
34 км, трек:

Игорь, Костя и Наташа крутили своих ходом в аэропорт, объезжая прямую оживленную трассу



День 16. (20 августа)

День отлета Димы и Лены.

Ну вот и все пора уезжать, а арбуз сделал свое дело. Похоже мы отравились. Сил стоять на ногах не было вообще, не говоря уже о том, чтобы крутить своим ходом в аэропорт. Пришлось заказать такси. Обошлось в 500 сом. Финал немного был подпорчен на досмотре в аэропорту, когда у нас сначала изъяли забытый газовый балон, а затем мы лишились дорогих вилок и ножа, просто не убрали в багаж. Здравствуй, Россия!



Фотографии:

Фотоальбом на Яндекс Фото.


Видео:

Видео на YouTube.


Бюджет похода и основные траты (в расчете на 1 человека):

Авиаперелет Москва - Бишкек - Москва

- Рейсами Аэрофлота - 22 тыс.руб/чел

- Рейсами Аэросвита с пересадкой в Киеве - 11 тыс.руб/чел

Такси Манас - Бишкек - 700 сом/машина

Такси Манас – Рот-Фронт (поворот на пионерлагерь) - 2500 сом/машина

Такси Каджи-Сай – поворот на Джети-Огуз - 3000 сом/машина

Автобус Каракол - Ананьево - 250 сом/чел

Автобус Чолпон-Ата - Бишкек - 300 сом/чел

Автобус Балыкчи - Бишкек - 200 сом/чел

Питание - 6000 сом/чел

Проживание в Чолпон-Ате - 250 сом/чел за ночь

Проживание в Бишкеке - 900 сом/чел за ночь в 3х местном номере

Итого бюджет поездки составил 22-32 тыс.рублей в зависимости от выбранной авиакомпании


Расчет категории сложности:

Локальные препятствия:

Осыпи, морены:

Перевал Протяженность,км ЭП, км На 100м пути Эквивалент, км
Тонг 1,2 2 24
Телеты 0,8 2 16
Сев. Аксу 1,8 2 36

Каменные завалы:

Местоположение Протяженность,км ЭП, км Эквивалент, км
Спуск вдоль реки Ак-Суу 1,1 2 22
Спуск с перевала Кегеты 0,3 2 6
Спуск с перевала Тонг 1,6 2 32

Снежно-ледовые участки:

Местоположение Протяженность, км ЭП, км на 100м пути Эквивалент, км
Спуск с пер. Тонг – 1 уч-к 0,1км 2 2
Спуск с пер. Тонг – 2 уч-к 0,1км 2 2
Спуск по леднику Вост.Аксу 2,0км 4 80

Броды:

Местоположение Протяженность, км ЭП, км Эквивалент, км
Брод р. Кегеты 2 участка 0,02+0,03 2 2
Брод р. Чонг- Ак-Суу 0,04 2 2
Брод р. Долон - Ата 0,07 10 10

Растительный покров:

Метоположение Протяженность, км ЭП, км на 100м пути Эквивалент, км
Спуск вдоль р. Телеты 2 2 40

Итого: Эквивалентный пробег – 274км


Протяженные препятствия:

Наименование Кнв Кв Кпк Ккр СГ Баллы КС
Пер. Кегеты (3767) 1,4 1,7 2 1,3 1,1 6,8 5
Пер. Джалпакбель (3344) 1,2 1 1,2 1 1,1 1,6 2
Пер. Тонг (4021) 1,4 1,8 2,5 1,4 1,1 9,7 6
Пер. Телеты (3788) 2,3 1,73 2 1,2 1,1 10,5 6
Пер. Аксу (4053) 1,8 1,8 2,5 1,08 1,1 9,6 6
Пер. Кок-Айрык (3845) 1,46 1,75 2 1,2 1,1 6,7 5

для горных участков: КТ = Кнв*Кв*Кпк*Ккр*СГ

КТ - количество баллов для определения категории трудности ПП

Кпк - коэффициент дорожного покрытия

Кпер – коэффициент пересеченности местности

Кнв - коэффициент набора высоты

Кв - коэффицент абсолютной высоты

Ккр - коэффициент крутизны

СГ - сезонно-географический показатель (коэффициент)


Расчет интенсивности прохождения маршрута:

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн =(689+274)*1,2*16/13*700=2,0


Автономность: А=1,1


Категория сложности:

КС = П * I * А, где П - сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям, I - показатель интенсивности, А - показатель автономности

КС= 44,9*2*1,1=98,76

5КС от 40до 59

6 КС от 60 и более



Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Впечатления от поездки самые яркие – страна создана для велопутешествий. Отсутствие автомобильный дорог, населенных пунктов, людей, никто не мешает ездить, смотреть, становиться где угодно. И вроде дороги для велосипеда есть, а машины по ним проехать не могут. Вот так и получались у нас автономки по 3-4 дня без единого населенного пункта. Огромные длинные долины. Можно спускаться/подниматься около 100 км вдоль одной и той же реки, встречая за поворотом разные виды. Нет такой пересеченки, как, например, в Турции. Тут либо вверх, либо вниз, либо незначительные горбы.

Киргизы очень доброжелательные, ненавязчивые, всегда спросят откуда, куда едем, на какой перевал, сколько уже в дороге. Типичные вопросы. Иногда к ним добавляются глупые типа «сколько дней едете, а сколько остановок сделали». Часто угощают бесплатно. Совершенно не страшно становиться возле сел, возле людей. Наоборот - в юрте можно утром прикупить свежего творога и горячих лепешек.

Погода в горах отличная, всегда днем можно ехать в футболке, только выше 3300 уже хочется одеть флиску потеплее. Никогда не бывает безоблачного неба, всегда облака, или где-то на участке льет. Пасмурной погоды не бывает – если небо все затянуто, значит обязательно идет дождь. Если появляются просветы в облаках – дождь не идет. Часто вместо дождя идет град. После захода солнца сразу резко холодает. Надо одевать все теплое что есть. Выше 2700 может быть +5-6 градусов. Ночью иногда мороз. Ниже 2000 м очень жарко, а в районе высоты Бишкека вообще сковородка невероятная. Ехать невозможно.

Настоятельно рекомендую облегчить велосипед перед походом по-максимому или хотя бы за месяц до путешествия регулярно покачаться в тренажерном зале, потягать гири потяжелее. На участках резких подъемов на перевалы Телеты и Ак-Суу ловила себя на мысли, что поднимаю велосипед почти на пределе своих возможностей. Руки у велосипедистов все–таки слабые, не крутим мы ими педали) Не представляю, что было бы, если б не было возможности переложить весь вес с велосипеда в заплечник. Все тоже самое, но местами в 3и раза дольше… За поход сбросила 7 кг, но это я сама виновата. Странный организм под нагрузкой никогда есть не хочет, только пить. На подъемах в перевалы кушала в основном леденцы, купленные в Бишкеке. Может, еще и овсянка, которую мы ели каждое утро повлияла. Забила желудок, а достаточно калорий не принесла.

Еда. Каково же было мое удивление, когда, сидя в юрте, я горячей от чая ложкой зачерпнула каймак и положила его на хлеб. Сметана слегка плавилась как настоящий молочный жир! И вкус наполненный сливочный, и растительный жир по небу не катается… Я работаю технологом пищевого производства. Гастрономический тур по Киргизии удался! Национальные напитки типо кумыса и шоро имеют кислый, не привычный для европейцев, вкус и пить их могли только двое из нас. Дима, наверное, потому, что вырос в Казахстане, и я, потому что понимала, что это не прокисшее пойло, а просто рН при производстве для увеличения сроков хранения специально закисляют. Так что не бойтесь, навряд ли желудочные расстройства у вас будут именно от этих напитков.

Аптечка. В походе мы не применили почти ничего из взятого за исключением бактерицидного пластыря и хлоргексидина, когда на спуске с пер. Кегеты упала Марина, иммодиума и активированного угля - от абрикосов, вишни и всего подряд, растущего вдоль дороги, трудно было отказаться! Ну и апизартрон, как любимая мазь для коленей, поспособствовал профилактике и с коленями ни у кого из нас проблем не возникло




Вернуться на главную страницу