Держи забрало

Фон: светлый/темный     На главную     О нас     29er     Контакты

Отчеты о велопоходах


ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ "ДЕВЯТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ ТУРЦИИ".


Сроки проведения: 27 апреля – 10 мая 2013г.


Нитка маршрута: Стамбул - автобусная проброска - Кяхта - г.Немрут - Кяхта - автобусная проброска – Кайсери – автобусная проброска - Невшехир – Каймаклы – Деринкую – Учхисар - Гереме – такси – Яхялы - пер.Геверналаны - вдп.Капузбаши - пер.Чавушу – Аладаг – Каракуз – Позанты - Киликийские врата - Капикайя каньон - Адана – автобусная проброска - Сиде - каньон Кепрюлю – Есилдаг - оз.Бейшехир – Йенисарбадемли - Шаграк - оз.Ковада - Эгирдир – автобусная проброска – Денизли – Памуккале - Денизли – автобусная проброска – Стамбул




Оглавление:

Основная идея похода, планирование маршрута и достопримечательности, список литературы

Участники похода

График движения. Проброски

День 0 (26 апреля). Перелет

День 1 (27 апреля). Стамбул "бегущий город"

День 2-3 (28-29 апреля). Нитка 1: "Немрут Даг"

День 4 (30 апреля). "Долины Каппадокии"

День 5-8 (1-4 мая). Нитка 2: Классическая Каппадокия "Аладаглар - Киликийские врата"

День 9-12 (5-8 мая). Нитка 3: По озерам Турции "Сиде - каньон Кепрюлю - оз. Бейшехир - оз.Ковада - оз. Эгирдир"

День 12 (8 мая). "Памукалле ночью"

День 13 (9 мая). "Памукалле, Иераполис"

День 14 (10 мая). "Продолжение. Бегущий город Стамбул"

Фото, видео, бюджет

Выводы и рекомендации:


Основная идея похода, планирование маршрута и достопримечательности, список литературы:

Приближались майские праздники, которые в этом году правительство сделало под стать новогодним, и мы активно начали обсуждать, куда можно съездить в поход, чтобы в горах не огрести снега. Турция оказалась неплохим вариантом: уже тепло, но еще не жарко. По многочисленным отчетам частичный снежный покров начинается выше 2100м, в целом грунты хорошие за исключением залипания на глиноземе во время и после дождя, в национальных парках населенка встречается не так часто.

Нам очень понравился маршрут, т.н. «Классическая Каппадокия» Козинова, но там был перевал выше 3000м, в который лезла ни одна группа ради 4 к.с. Тратить 3-4 (из 14) драгоценных ходовых дня на сидение в снегах и тащить с собой дополнительную снагягу - желания не было, ведь вместо этого можно было нормально покрутить без велотаскалова и по-максимому посмотреть страну. Таким образом, за основную часть был взят маршрут Козинова без заезда на перевал 3000м (который к тому же находился в стороне). Вместо него мы прошли через перевал Геверналаны (2188м), далее на нашем пути был малонаселенный красивейший национальный парк Аладаглар с водопадами Капузбаши, потом национальный парк «Киликилийские врата» со знаменитыми выдолбленными в скале полками (римский путь к морю), красивое ущелье – каньон Капикайя перед Аданой и железнодорожный мост (чем-то напоминающий Черногорский через р. Тара). На эту часть запланировали 5 дней. Взяли из отчета Шатунов.

В отчете одесситов 2012 г мы нашли описание заезда на г. Немрут Даг с одноименным национальным парком вокруг нее. Я сразу загорелась туда попасть, т.к. туристов обещалось быть немного (завозят их на закате и на рассвете в основном на микроавтобусах, основной сезон из-за снега начинается с 15 мая). В путеводителе «другая Турция» нашлось подробное описание этого культового места. Было решено потратить 2 дня в начале похода. Логичнее было возвращаться не в Кяхту, а в Малатью, но за один день преодолевать набор в 3000м по асфальту казалось перебором. Силы нам еще пригодятся. В итоге туда заезжали от Кяхты сначала по асфальту, затем по грунтам и по плитке, посмотрев по пути древнюю крепость Арсамея с усыпальницей, холм с колоннами и два римских моста. Итого 47км. Обратно – сначала по той же плитке, потом по асфальту – получилось 56км.

Еще очень хотелось побывать в Каппадокии с ее пещерными городами, пешеходными долинами (для нас кросс-кантрийными трассами), городом-крепостью Учхисар, увидеть хоть издали заснеженный вулкан Эрджиэс, из лавы которого и образовались все эти причудливые cкальные формы. Трек прорабатывали заранее, читали отзывы, смотрели фотографии. Там есть и платные долины, но мы туда не поехали, ограничившись четырьмя основными (Белая, Розовая, Красная и Долина Любви).

Дальше началась самая сложная часть планирования. У нас оставалось еще 3-4 свободных дня. Ну не сидеть же на море! Я перекопала интернет в поисках походных ниток с достаточным количеством грунтовых дорог (очень много закатано в асфальт). Нашлась одна на Черном море, пару штук – в Восточной Турции и еще одна - к северу от Антальи. Последняя была как раз то, что нам нужно! Она начиналась от моря (г.Сиде со знаменитым хорошо сохранившимся древнеримским амфитеатром) и проходила через национальный парк Кепрюлю (изумрудная вода в сплавной реке), три горных озера с одноименными национальными парками оз. Бейшехир, оз. Эгирдир и оз. Ковада в Милни парке. Отчет № 1 и 2

От военного города Эгирдир, где мы заканчивали вторую ветку маршрута, до пожалуй самого известного места в Турции – Памукалле, всего 150км по азимуту. Надо обязательно заехать туда, тем более что ходят слухи, что травертины собираются закрывать от туристов на восстановление. Нашлась и статья в путеводителе «другая Турция» о Памукалле ночью. Один день мы запланировали на осмотр белых травертин, находящегося на их территории древнего города Иераполиса, в 3-4 км есть еще красные высохшие травертины, на обратном пути к Денизли – развалины Лаодикея.

Два дня мы вынуждены были провести в Стамбуле, т.к. прилетали и улетали оттуда. К осмотру города и достопримечательностей готовились тщательно. Делали таблицы с описанием мест, временем работы, входной платой, и уже на месте решали, что из этого хотим посмотреть и куда заедем.


Логистика и транспорт:

График получился очень плотный, «проколов» с логистикой и транспортом не должно было быть.

В очередной раз помог путеводитель «другая Турция», где мы нашли подробный перечень автобусных компаний с сайтами, а также ссылку на общий сайт по всей стране. На последнем мы смотрели перевозчиков по интересующим нас маршрутам, потом заходили на сайт каждой компании отдельно и уточняли наличие свободных мест и стоимость (при бронировании на сайтах она, как правило, выше на 10-15 лир).

На сегодняшний день, не смотря на то, что железнодорожные пути проложены по всей стране, транспортное сообщение по некоторым из них прекращено в связи с реконструкцией. Железными дорогами мы не пользовались, потому как не нашли удобных для нас переездов.


Участники похода:


Константин Украинцев.
Завхоз, видеооператор

Игорь Величкин.
Штурман, фотограф

Елена Кантемирова.
Летописец, казначей

Дмитрий Кантемиров.
Механик, замыкающий

Наталья Орочко.
Медик

График прохождения маршрута по дням:


день дата
км
набор
сброс
маршрут
трек
асфальт
грунт
плитка
1 27.04.сб. 60,77 738 728 Стамбул http://www.gpsies.com/map.do?fileId=kehptamywbggpogy 60,77
2 28.04.вс. 46,97 2050 714 Кяхта-г.Немрут http://www.gpsies.com/map.do?fileId=igberjzmpywbesqe 27 10,97 9
3 29.04.пн. 56,12 907 2192 г.Немрут-Кяхта http://www.gpsies.com/map.do?fileId=olamcsvozpjlnver 41,12 15
17,28 289 51 Невшехир-Каймаклы http://www.gpsies.com/map.do?fileId=lwfuefywjxydvaei 17,28
4 30.04.вт. 67,64 829 1137 Деринкую-Учхисар-Гереме http://www.gpsies.com/map.do?fileId=brelqpaijgreovjh 51 16,64
7,6 177 2 Яхялы http://www.gpsies.com/map.do?fileId=uqpgvppzjmqknarm 7,6
5 01.05.ср. 75,16 1890 2386 пер.Геверналаны-вдп.Капузбаши http://www.gpsies.com/map.do?fileId=kngxbhurwonjmxvj 18,1 57,06
6 02.05.чт. 86,89 2271 2198 пер.Чавушу-Аладаг-Каракуз http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fwligskiayngmgzr 24 62,89
7 03.05.пт. 73,86 2092 2557 Позанты-Киликийские врата http://www.gpsies.com/map.do?fileId=iqgvzqdszxrldgyr 26,6 47,26
8 04.05.сб. 87,05 876 1268 Капикайя каньон-Адана http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tmyvwwjjzcudheit 73 14,05
9 05.05.вс. 80,07 1049 893 Сиде-каньон Кепрюлю http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ogfyxfznvebpypro 78,5 1,57
10 06.05.пн. 83,54 2446 1473 Есилдаг-оз.Бейшехир http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tslgcblmpztpupht 55 28,54
11 07.05.вт. 92,45 1854 2137 Енисарбадемли-Шаграк http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nilgcmtaydyeewtn 57,45 35
12 08.05.ср. 53,46 545 434 оз.Ковада-Эгирдир http://www.gpsies.com/map.do?fileId=khrbjcwmssoiyzgn 53,46
28,76 379 397 Денизли-Памуккале http://www.gpsies.com/map.do?fileId=gpzjnasklzlemvhw 25,5 3,26
13 09.05.чт. 53,72 608 594 Памуккале-Денизли http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ssxlsrjrfeooznts 45,22 8,5
14 10.05.пт. 80,33 835 842 Стамбул http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pivegkhnetjlyriy 80,33
1052 19835
20003
Итого: 741,93
285,74
24


График пробросок на автобусах:


дата откуда-куда время отправления
компания стоимость лир/чел
примечания
1 27.04.сб. Стамбул-Кяхта 16:30 Kahta Petrol 60 Единственный автобус.
2 29.04.пн. Кяхта-Кайсери 12:00 Kahta Petrol 40 Единственный автобус. Приезжает в Кайсери в 20:30, в это же время отправляется следующий в Невшехир.
3 29.04.пн. Кайсери-Невшехир 20:30 Nevshehir Seyahat 10 Маленький автобус без багажного отделения.
4 30.04.вт. Гереме-Яхялы - - 40 Микроавтобус.
5 04.05.сб. Адана-Манавгат 20:00 Akdeniz 50 Автобусов много. Все проходящие.
6 08.05.ср. Эгирдир-Денизли 14:30 KamilKoc 25 Несколько рейсов. Все проходящие.
7 09.05.чт. Денизли-Стамбул 20:30 Anadolu 55 Есть несколько ночных рейсов.



День 0. Перелет. (26 апреля)

Находясь в Москве, мы пытались найти через интернет камеру хранения, чтобы сдать на время похода чехлы от велосипедов и упаковочные материалы - уплотнители, необходимые для транспортировки карбона. Двухнедельное хранение в аэропорту сумки средней вместимости выходило в районе 4-5 тысяч рублей на всех. Решили, что это слишком и себя не оправдывает. На автовокзале камеры хранения не было вообще. Люди оставляли вещи в офисе автокомпании, где только что купили билет, максимум на один день. Было решено лететь без чехлов с пищевой пленкой, мусорными пакетами, картоном и скотчем, - кто как приспособился. С собой весь поход провозили только уплотнители для карбона, остальное выкинули в аэропорту на пути «туда». Билеты специально брали компанией Аэрофлот, потому что велосипед вне зависимости от габаритов провозится бесплатно и входит в норму одного места багажа. Байки разбирали уже в аэропорту, упаковка заняла чуть меньше двух часов.

Этим же рейсом летела еще одна группа велотуристов, ребята сильно удивились малому количеству наших вещей и отсутствию почти у всех громоздких велоштанов. Поговорив с руководителем, выяснили, что дальше они летят из этого же аэропорта стыковочным рейсом до Кайсери. При планировании маршрута такого самолета мы не находили.

Сам полет на ИЛ-96, стареньком последнем советском самолете в парке аэрофлота, прошел хорошо, время в пути где-то 2.5 часа. Правда с получением груза пришлось немного понервничать - багаж никак не выходил из заветной комнаты негабарита. В результате прождали больше часа, но все наконец получили в целости и сохранности. Не спеша собрали велы и выехали в ночной Стамбул. На часах было около четырех утра.



Стамбул "бегущий город". День 1.


День 1. (27 апреля)

60,8 км, набор 738 м, трек:
Погода: ясно, от +15 до +30 гр.

Первые 1.5 часа едем по шоссе и по улицам города около 20 км. Осматриваем стены Феодосии, замок Иедиккуле, Белградские ворота, лезем на башню по лестнице, примыкающей к стенам ворот. После этого, не зная куда потратить оставшееся до открытия туристических мест время, решаем отправиться на автовокзал покупать билеты в Кяхту. Туда осуществляет перевозки только одна компания Kahta Petrol, причем устраивающий нас рейс тоже один, на 16:30. Мы немного переживали, как быстро сможем найти нужного нам перевозчика в трехэтажном здании вокзала, но удача улыбнулась и почти сразу мы заметили нужную вывеску. Билет Стамбул – Кяхта обошелся в 60 лир на человека, провоз багажа – бесплатно. На автовокзале проводим больше часа, находим кафешку, где завтракаем и обсуждаем дальнейшие действия. Все достопримечательности, которые мы хотели осмотреть, открываются в 8.30-9.00, а на часах только 7 утра. Значит нужно скоротать время до открытия. Чтобы не сидеть на месте, едем на разведку магазинов и обменников. На холме выше автовокзала находим комплекс гипермаркетов, но все они закрыты до 9.00. В восемь утра выдвигаемся в самый исторический центр города. Как мы катаемся целый день по Стамбулу больше походит на соревнования по городскому ориентированию, где в качестве КП различные точки, обязательные для посещения. Трафик на дорогах слишком плотный, удовольствие сомнительное. Едем до Голубой мечети, Софийского собора.


Автовокзал Стамбула

Голубая мечеть

Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города.

Мечеть уже была открыта, а собор необходимо ждать, поэтому решаем сначала сходить в голубую мечеть. Вход туда свободный, но нужно снять обувь и положить ее в пакет, чтобы удобно нести было. Смотрим на внутреннее убранство, на огромную площадку с коврами, где проходят службы. Дальше хотим посетить и Собор Святой Софии, но очередь уже простирается на несколько сотен метров. Эту затею оставляем в покое и заходим в подземное водохранилище – цистерны Йеребатан, которые располагаются неподалеку. Стоимость посещения 10 лир с человека. Место необычное: приглушенное освещение, сотни колонн поддерживают своды помещения – пустоты под землей, где скапливается вода.


Голубая мечеть

Цистерна Йеребатан

Цистерна Базилика (Йеребатан) — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. Расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии.
«Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище». На 2013 год под Стамбулом найдено более 40 цистерн. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города.

Дальше пересекаем бухту Золотой рог, направляясь к Галатской башне. Успеваем проникнуть туда до очереди. За 13 лир нашему взору открывается панорамный вид Стамбула с высоты птичьего полета. Настоящая Европа! Маленькие домики с красными крышами плотно прижались друг к другу. На некоторых плоских крышах жилых домов можно разглядеть диванчики, столики, оранжереи. Хочется отметить, что башня эта одно из самых стоящих мест для посещения в Стамбуле.


Вид с Галатской башни

Галатская башня — расположена в европейской части Стамбула на высоком холме района Галата. Её видно почти со всех точек центральной части города. Высота башни 61 метр, диаметр — 9 метров, высота над уровнем моря — 140 метров. Башня является одним из символов города.


Галатская башня

Пробки Стамбула

Пора бы пообедать. Преодолеваем жесткий апхилл по узким улочкам, едем по главной пешеходной улице – проспекту Независимости (Istiklal Caddesi), где очень много народа, меняем деньги (курс евро 2.3 лиры, доллара 1.8 лиры). Дальше спускаемся к набережной, там находим заправку, заливаем в пластиковую бутылку бензин для горелки. Затем, немного отъехав, находим недорогую кафешку, где нас вкусно и сытно кормят.

Трафик в Стамбуле плотный, пробки почти как в Москве, но все ездят медленно. Сначала катимся вдоль набережной по трамвайным путям (для нас велодорожке), затем после Галатского моста по загруженной обочине, периодически проскакиваем между машинами. Неподалеку от автостанции заходим в супермаркет и закупаемся на два дня. Автобус уже ждет нас. Багажник наполовину заполнен. Велики помещаются, но есть опасения за вместимость остального багажа и за степень тромбования наших байков. Стартуем.

Мои самые худшие опасения по поводу езды на автобусе развеиваются в первые же минуты. Удивлению нет границ, когда начинаются чудеса турецкого сервиса. Это и возможность зарядить телефон через USB, и экраны на сиденьях с фильмами и интернетом WiFi, наушники, вентиляция. А потом еще и мальчики в белых глаженых рубашках начинают разносить еду, чай, собирать мусор, предлагать жидкость для обеззараживания рук. Похоже, осталось только одно неудобство – спать в кресле, сидя.



Нитка 1: "Немрут Даг". День 2-3.


День 2. (28 апреля)

Кяхта - Немрут
47 км, набор 2050 м, трек:
Погода: ясно, днем жара.

Выгружаемся в Кяхте в 11 утра. В 12:00, плотно пообедав в местной кафешке, отправляемся в путешествие длинною в два дня на гору Немрут Даг (2206 м).


Немрут - пирамидальная вершина со снегом

Римский мост

Начало подъема на Немрут

Через час добираемся до возвышения с колоннами и каменными птицами. Сверху видим, что столбы расположены по кругу у подножия холма. Дальше проезжаем по двум фундаментально построенным римским мостам. Начинается пересеченка. На нашем пути – крепость Арсамея с сохранившимися древним барельефами, статуями и длинным лазом – подземной усыпальницей, куда мы решаем спуститься. В начале идут ступеньки, затем грунт под наклоном. Ход заканчивается тупиком.


Панорама с крепости Арсамея

Древние барельефы

Днем температура столь высока, что ехать становится невыносимо, асфальт переходит в грунты, вслед за небольшим спуском начинается глобальный подъем на гору. Местами приходится спешиваться, может случиться тепловой удар.


Грунтовый подъем

Дорога вымощена плиткой

Последние 9 км дороги вымощены плиткой, такую «достопримечательность» все видят впервые.

Закат встречаем на площадке у кафешки-гостиницы под самым Немрутом. Солнце садится за горами и резко холодает, еще бы, ведь высота 2000м. К нам обращается администратор, говорит, что на гору уже нельзя и музей закрыт, а палатку можно поставить чуть дальше за жандармерией, для нас это бесплатно. Место оказалось как раз для двух палаток, рядом - столик. Вообще шикарно. Температура к вечеру опускается не так сильно, как ожидалось. На улице в районе + 10. Ужинаем (кто в состоянии есть) и ложимся спать. Два человека получили тепловой удар.



День 3. (29 апреля)

Рассвет на г. Немрут - спуск в Кяхту. Невшехир - Каймаклы
Всего за день 73,4 км, набор 1196 м, трек 1, и трек 2
Погода: +10 +30, жара.

Экстремально ранний подъем в 4 утра. Быстро собираемся, завтракаем с видом на долину при свете луны и мерцающих звезд. Традиционно макароны с сыром. В пять утра еще в темноте выходим пешком к западному склону.


Головы на восточной стороне Немрута

Головы на западной стороне Немрута

Там стоят статуи 8-10 метров высотой, их головы когда-то упали с плеч и теперь располагаются у ног. Осматриваем эти уникальные изваяния и решаем залезть на насыпную гору-пирамиду, на самую-самую вершину Немрут Дага. Частично на нашем пути еще лежит снег, забираемся по нему, затем по сыпухе. Наверху серьезный ветродуй. Полоска света уже озарила небо на горизонте. Внизу кто-то начинает нам кричать, свистеть. Видимо это охранник. Делать нечего, приходится спускаться. Скоро рассвет, усаживаемся на алтарь смотреть.


Вершина Немрута - насыпная пирамида

Встречаем рассвет, сидя на алтаре

Но время поджимает, и надо уже идти на восточную сторону горы, а потом начинать спуск. Проходим по тропинке, огибающей вершину насыпной пирамиды. Фотографируемся с не менее выразительными головами статуй, в отличие от западного склона, здесь не хватает алтаря. Какие тайны хранит это загадочное место уже две тысячи лет – не знает никто.


Панорамный вид на запад

В шесть утра начинаем спуск. Уклон настолько резкий, что можно разогнаться до 70 км/ч вообще не крутя педали. Едем для разнообразия другой дорогой, не той, по которой забирались на гору. Сначала идет плитка как вчера, затем дороги расходятся, начинается хороший асфальт. Глобальный спуск заканчивается, а дальше - все та же пересеченка. В результате проезжаем 56 км за 3 часа 10 мин с набором 900 м к девяти утра.

Завтракаем второй раз в ресторане за 8 лир. Очень вкусным напитком в Турции оказывается айран, не очень кислый и хорошо утоляет жажду.

Автобус в Кайсери отправляется только в 12 дня, билеты на него мы купили еще в Стамбуле за 40 Лир той же компанией Kahta Petrol. А дальше нас ждет восьмичасовой переезд (это вместо шести с половиной часов, обещанных в расписании на сайте). В 20:30 уходит и последний автобус до Невшехира Nevshehir Seyahat, на который мы едва успеваем перебежать с велосипедами, разобранными по частям. Проезд 10 лир с человека. Через 1,5 часа прибываем в Невшехир, ужинаем в одном из открытых в позднее время заведений. Закупаемся на завтрак и отъезжаем 15 км в поисках ночевки. Встаем в каких-то колхозных полях под лай собак вдалеке. Отбой в 0.30.



"Долины Каппадокии". День 4.


День 4. (30 апреля)

Каймаклы – Деринкую - Учхисар - Белая долина – долина Любви – Розовая долина – Красная долина – Гереме - Яхялы (такси)
Всего за день 75,2 км, набор 1006 м, трек 1, и трек 2
Погода: переменная облачность. До +30С.

Подьем в 6.30. Завтрак, сборы. Стартуем в 8:15. К 9 утра уже подъезжаем к подземному городу Деринкую, чтобы осмотреть восьмиуровневое поселение, где когда–то проживало 10000 человек. Каймаклы проезжаем мимо, потому как Деринкую по описаниям показался нам более масштабным. Вход 15 лир. 1.5 часа мы провели под землей, - инфраструктура города развита, есть и большой колодец, и могилы, и жилые комнаты. В стенах имеются отверстия для расстановки факелов. Для посещения доступны только 4 этажа, спуск ниже перегорожен каменной круглой дверью. Нам удается случайно обнаружить закрытый лаз, одна из каменных дверей прикрыта неплотно, в щель можно просочиться. Изучаем закрытые комнаты и вылезаем все грязные почти в том же месте, где вошли.

Деринкую — древний многоярусный подземный город, крупнейшее доступное для туристов пещерное поселение Каппадокии. Находится под посёлком Деринкую в одноимённом районе на территории современной Турции, в 29 км от крупнейшего подземного города — Невшехира. Вместе с соседним городом Каймаклы это один из лучших образцов подземных жилых сооружений.
Город построен в II—I тысячелетии до н. э, обнаружен в 1963 году и спустя два года открыт для туристов. Здесь люди на протяжении веков скрывались от набегов кочевников, религиозных преследований и прочих опасностей. Достигая глубины около 60 м (8 ярусов), в древние времена город мог приютить до 20 тысяч человек вместе с продовольствием и домашним скотом. Площадь города точно не установлена: она составляет 1,5—2,5 км² либо 4 × 4 км. Учёные полагают, что ныне исследовано лишь 10—15 % всей территории города.


Подземный город Деринкую

Скала-крепость Учхисар

Следующей точкой нашего маршрута становится скала - крепость Учхисар (Ushisar). Со стороны она напоминает пирамиду с сотами. Вход 5 лир. Сверху открывается панорамный вид на окрестные долины, - повсюду натыканы маленькие конусовидные скальные образования вулканического происхождения с такими же полостями. После просмотра зависаем в кафешке, чтобы пообедать и зарядить технику. А дальше нас ждут солнечные долины из скальных пород, выдутых за многие тысячелетия ветром и выдолбленных людьми.

Крепость Учхисар – это 60-метровая скала, находящаяся на 1400 м над уровнем моря. Ее видно из многих точек Каппадокии.


Вид с Учхисара

Белая Долина

Сначала скатываемся в Белую долину, которая представляет собой ущелье, стены похожи на мороженое и дополнены причудливыми статуями белого цвета. Здесь оказались хорошие кросс-кантрийные трассы с резкими техничными подъемами и спусками. Местами можно проехать по пересохшему руслу реки. Белая долина переходит в долину Любви (такое название ей дали из-за каменных столбов в форме фаллоса).


Долина Любви

Деревня Чавушин

Скальный монастырь

В деревне Чавушин смотрим на церковь в скале, но посещать ее не собираемся, т.к. вход платный. Встречаем русских женщин-туристок, которые передвигаются по Каппадокии пешком, они делятся с нами картой-схемой окрестностей. Ориентироваться по ней очень непросто, долго не можем найти себя на местности. В итоге попадаем – таки в розовую долину, которую проезжаем снизу доверху. Залезаем в каменный дом, поднимаемся в церковь, с велосипедами лезем в апхиллы, спуски по пешеходным тропкам.

Удивлению и восторгу нет границ. Сама природа создала такие мягкие и разнообразные линии скал нежно розового цвета. А дальше нужно как–то попасть в красную долину. Впереди нас ждало захватывающее приключение. На спуске пешеходная тропа приводит к узкому ходу в скале. Велосипед помещается с трудом, при этом велоштаны приходится снять, местами не проходит даже руль. Одному сложно тащить байк, поэтому тренируемся вдвоем. Корячимся вниз, и в качестве кульминации преодолеваем спуск по отвесной железной лестнице под удивленные взгляды прифигевших немецких туристов.


Верховья Розовой Долины

Спуск в Красную Долину

Проход в скале

Лестница

Ну а дальше все просто,- скатываемся по красной долине в Гереме, где арендуем микроавтобус до Яхялы за 200 лир. В десять вечера выгружаемся в этом городке, по улицам мчатся машины с футбольными фанатами и громко бибикают. Открутив 7 км, съезжаем на отворотку дороги. Встаем на поляне с костровищем и входом в какую-то пещеру. Насыщенный выдался денек!



Нитка 2: Классическая Каппадокия "Аладаглар - Киликийские врата". День 5-8.


День 5. (1 мая)

Перевал Геверналаны (2188) - Национальный парк Аладаглар - Водопады Капузбаши.
75,2 км, набор 1890 м, трек:
Погода: утром пасмурно, накрапывает дождь, днем переменная облачность, жара.

Старт в 8 утра. До перевала 20 км. Начинает накрапывать дождь, но быстро престает. Через 5 км сворачиваем вправо на грунтовку, по ней 13 км до финального взлета. Последние 3 км – крутой пеший подъем. Кому–то удается периодически ехать, но толку от этого мало (сил тратится намного больше почти при той же скорости). Почва здесь глинистая с мелкими камнями, которые вместе с грязью сильно налипают на колеса. Проще вовремя перенести велосипед через стекающие по мокрой глине ручейки, чем катить и ждать, когда шаизе покроет колеса ровным слоем. В дождь здесь должно быть совсем весело.


Вулкан Эрджиэс

Крутой подъем

Перевал Геверналаны

С несколькими остановками заходим к 11.30 на перевал Геверналаны, который не отличается впечатляющими видами. Поехали в спуск, предварительно сфотографировавшись на фоне потухшего вулкана Эрджиэса. В одном месте дорога по нашему треку взяла и исчезла. Скорее всего она проходила по впоследствии перекопанному полю. Пришлось выходить на нее ниже, забирясь пешком вверх по склону, потом также спускаясь траверсом. Следующие 10 км - сплошная пересеченка, да еще и в самый солнцепек. Колбасимся на высоте 1800-1900 м.


Начало пересеченки

Окружающая природа стала напоминать Крымские горы, такие же серые камни, но вдалеке виднеются заснеженные вершины. Куда интереснее самого перевала. И вот наконец долгожданный спуск в национальный парк Аладаглар. Это, наверное, лучшее ущелье, которое я когда-либо видела. Ароматные хвойные деревья, речка, водопадики, стада черных коз. Периодически останавливаемся, любуемся красотами, фотографируемся на фоне снежных гор.


Нац парк Аладаглар

Идеальные грунты Аладаглара

Въезжаем в первую деревню Улупинар, начинается асфальтовый серпантин на спуск. Повсюду обрывистые скалы аж дух захватывает. К пяти часам добираемся до водопадов Капузбаши - огромные потоки воды вырываются под напором из скальных массивов. Высота примерно метров 50-70.


Водопад Капузбаши

Водопад Капузбаши

Водопады Капузбаши

Полчаса созерцаем эту красоту, фотографируемся и едем вниз в следующую деревню, чтобы поужинать. Ресторан находится рядом с бурной речкой, некоторые столики оригинально расположены на деревьях, где прибиты деревянные площадки. Заказали рыбу и курицу. Форель выловили при нас из специального резервуара с водой.

Задача оставшегося дня – отъехать подальше от населенки в горы. Начинается подъем. Уже в сумерках после очередного витка серпантина находим хорошее место для стоянки у ручья. Наконец удается постираться.



День 6. (2 мая)

Пер. Чавушу (1165) - пер. Чардак (1250) - Аладаг - Каракуз.
86,9 км, набор 2271 м, трек:
Погода: утром ясно, днем жара, трижды уходим от грозовых туч.

Проснулись в шесть утра, выезд в 7:30. Сразу крутим в пологий подъем, дорога идет по краю обрыва. На той стороне ущелья видны остроконечные горы, похожие на зеленые пирамиды. Далеко внизу течет река.


Гора - зеленая пирамида

Подъем на первый перевал

Идеальные грунты, сосновые леса

Заснеженные вершины Тавр

К 10:30 осилили первый 1165 м перевал Чавушу. Небольшой сброс, затем еще один перевал 1250 м и спуск по ущелью, напоминающему карьер, красивого мало, зато скоростной. К часу добираемся до села Аладаг, где закупаемся ништяками, едой и соками. Женщина-продавщица выносит нам по айрану, а когда я пытаюсь открыть бутылку с водой, тут же выбегает девочка с открывашкой. Обедаем в кафешке неподалеку. За 5 и 7 лир с человека нас сытно кормят рисом, нутом, мясом, салатом и чаем.

Дальнейший путь продолжаем в два часа дня, когда жара уже несколько спала. Впереди еще 45 км пересеченки в основном по грунтам. Нас пытается догнать туча, немного капает, но так и не проливается настоящим дождем. Едем вдоль подножия горы. Вокруг красота! Вдали видны снежные вершины. Иногда завидуешь людям, которые живут в таких местах.


Предгорье Тавр

Не доезжая 2 км до р. Кёркун, пытаемся найти место ночевки, но безуспешно. Проезжаем через деревню Камлибел, вода здесь оказывается грязно-коричневой, а после нее дорога начинает постепенно набирать высоту. Еще через км 2, недалеко от моста через приток все той же реки находим подходящее для ночевки место. Хотя видно нас со всех сторон. На часах 6 вечера. В первый раз за поход разводим костер. Романтика.


Место ночевки

У костра


День 7. (3 мая)

Два перевала по 1700 м - Позанты – каньон Киликийские врата - жд мост.
73,9 км, набор 2092 м, трек:
Погода: утром прохладно, днем жарко и ясно.

Встаем в 5:30. Выезжаем в 7. Сразу крутим в перевал 1740м. Впереди набор высоты 830 м на 12 км. В целом довольно полого. Никуда не торопясь и не спеша к 9:40 заползаем на седловину. Здесь много фотографируемся. За 2 км до перевала, на площадке чуть выше дороги, видели отличное место для ночевки с водой.


Подъем на перевал

Первый перевал безымянный

Вид перед самим перевалом

По такому же серпантину спускаемся до высоты 1350 м. Здесь расположились небольшие прудики. Останавливаемся на привал возле реки, в ней даже удается окунуться целиком. Дорога на следующий перевал идет по лесу, в такую жару это большая удача. К 11:20 заезжаем и на него. А дальше гоним вниз, чтобы успеть к обеду в Позанты. Грунтовый спуск переходит в асфальт и выводит нас прямо к городу. Реку пересекаем по пешеходному мосту. В 12:30 уже ищем кафешку, чтобы подкрепиться.


Спуск в Позанты

Примерно через час, пообедав и закупившись продуктами, стартуем из города по дороге, ведущей в каньон Киликийские врата. Едется легко, асфальт хорошего качества и мы постепенно, так что визуально не заметно, но сбрасываем высоту. Здесь проходит железная дорога, которая впоследствии продолжается в скальном туннеле, прорубленном под приличным уклоном на десятки километров. Само по себе ущелье необыкновенной красоты: с обеих сторон скальные отвесные массивы (высотой 400-500м). И все это сотворила за многие тысячелетия полноводная горная река, бурные воды которой несутся рядом с нами. Асфальтовый спуск переходит в грунтовый. Дорога ухудшается, иногда встречаются завалы из камней. Ущелье сужается, ощущение как будто скалы вот-вот сомкнутся над нами. Перед началом подъема решаем отдохнуть, сделав небольшой привал на пол часика. «А тупить это как?» - смеемся. Метод тупежки у каждого свой: кто спит, кто просто любуется красотами, кто думает, куда потратить образовавшийся из-за опережения графика ходовый день, а кто с зеркалкой наперевес занимается альпинизмом в сидишных велотуфлях.


Начало каньона Киликийские врата

Каньон

Наиболее живописная часть каньона

В 15:20 трогаемся, сразу начинается апхилл. Уклон постепенно увеличивается. Ехать в каменистый подъем уже невозможно, приходится идти, толкая рядом велосипед. Еще и небольшие камни под колесами. В одном месте умный велокомпьютер показывает 22%, древние строители-проектировщики явно переборщили. Необходимо набрать 400 м на 3 км. Отдыхаем каждые 100 м подъема, фотографируемся. Виды поражают, - наша дорога прорублена в скале, въезжаем в туннель-арку. Это путь Александра Македонского.


Уклон больше 16 градусов

Беседка с видом на каньон Капикайя

Железка так и идет справа от нас, в нескольких местах видим очень старые мосты, где она выходит наружу. Перед перевальным взлетом останавливаемся у трубы с сильным напором воды, чтобы освежиться. В пять поднимаемся на перевал и сразу катим вниз. Покрытие крайне неприятное для спуска, мелкие круглые камешки, на которых затормозить без заноса практически невозможно. А тут еще и серпантин с поворотиками. На очередной сыпухе Наташа падает и немного обдирается. Пока обрабатываем царапины, сидим в беседке с красивым видом на каньон, на завтра туда запланирована пешая радиалка.

Катим дальше в спуск, но сворачиваем с главной дороги на второстепенную, куда ведет наш трек (как выяснилось потом, этого делать не следовало). Дорога ухудшается, а потом исчезает совсем. Решаем спуститься по склону метров 300 к огромному живописному жд мосту, чем-то похожему Черногорский через р. Тара. В случае груженых велосипедов – это достойное препятствие, турецкие прохожие с удивлением смотрят на нас.


Ж/д мост как в Черногории через р.Тара

Спустя пару км, набрав воду в роднике в Болакали, съезжаем с дороги чуть вниз по склону, находим более или менее ровную без камней террасу, где встаем на ночевку. Приятное место, хороший вид, только громко кричали в кустах то ли курицы, то ли лягушки, мешая любоваться закатом.



День 8. (4 мая)

Асфальт до каньона Капикайя – пешая прогулка по каньону – Кокавелилер - Салбас - Адана.
87,1 км, набор 876 м, трек:
Погода: ясно, жара.

Подъем в 5:30. Смотрим на поднимающееся из-за горизонта солнце прямо из палаток. Выезжаем в 7:10. Крутим по шоссе в объезд ущелья 12 км к нижнему входу в каньон Капикайя. И в 7:45 мы уже у начала пешеходной вырубленной в скале тропы. В самом Каньоне мы никого не встретили, думаю, это могло было быть неплохим местом ночевки. Видели также беседки с навесами, куда подводит сверху грунтовая дорога. Напрашивается само собой, что сюда можно спуститься на машине, не делая крюк по асфальту, но мы не проверяли. В конце каньона со скалы стекает водопад высотой метров 7-10. В целом тут есть на что посмотреть. Жаль, что такое красивое ущелье заканчивается всего через 3 км.


Начало каньона

Каньон Капикайя

Отвесные скалы

На выходе встречаем толпу школьников, которых привезли на автобусах на экскурсию. Выходим из тени скал и ощущаем страшную жару. А нам как раз нужно ехать по асфальту в Адану. Вкручивать не хочется, не смотря на то, что идет небольшой сброс высоты. По дороге пытаемся найти речку, чтобы искупаться. В результате попадаем в чей-то огород, по которому река и протекает. Маленький уютный пляжик. Вспоминается статья в интернете «7 лучших пляжей Турции». Купаемся в мутной воде и немного отдыхаем в теньке.


7 лучших пляжей Турции

Центральная мечеть в Адане

Дальше крутим в город, выбрав дорогу с минимальным набором высоты. В 14:20 уже подъезжаем к автовокзалу. Покупаем билеты до Манавгата автокомпанией Akdeniz за 50 лир и едем кататься в центр Аданы, кушать и закупаться продуктами. Затем доезжаем до местного парка с мечетью, где пару часов отдыхаем в беседке от городской суеты. К семи возвращаемся на автовокзал, грузимся и уезжаем в Манавгат. В багажном отделении автобуса обнаруживаем настоящий мотоцикл. Вот это номер! Но и для наших "коней" место находится без особых проблем.


Адана

Мотоцикл в багажном отделении


Нитка 3: По озерам Турции "Сиде - каньон Кепрюлю - оз. Бейшехир - оз.Ковада - оз. Эгирдир". День 9-12.


День 9. (5 мая)

Манавгат - Сиде, средиземное море, - Тасагил - каньон Кепрюлю.
80,1 км, набор 1049 м, трек:
Погода: утром тепло, днем жара, небольшой дождь, жарко и влажно как в русской бане.

Подъем с прибытием автобуса в 6 утра. Едем из Манавгата на море через парковую дорогу. Солнце уже светит ярко. Вода в море оказывается довольно теплой. Идем купаться. Слушаем успокаивающий шум моря и легкого ветерка. Штиль.


Песчаные пляжи Сиде

Купаемся "в чем мать родила"

Затем едем в сам город Сиде, где расположен на мысу древнегреческий амфитеатр. Открытие только в 9 утра. Слишком рано, поэтому решаем проехаться и поискать здесь выход к морю. Находим каменный пляж, рядом древние развалины. Курортная зона, за 15 лир решаем не завтракать, готовим сами прямо на пляже макароны с сыром. Купаемся среди камней, некоторые не раздеваясь вообще, прямо в одежде, контактных туфлях и шлеме. Выдвигаемся в путь в 11:30, заезжаем в знаменитый амфитеатр, минут 20 гуляем по нему. Вход 10 лир.


Знаменитый античный амфитеатр

И вот мы выехали на шоссе, 20 км летим на приличной скорости в сторону Антальи. Сворачиваем в сторону каньона Кепрюлю, жара такая, что всех поочередно начинает вырубать. Вдоль дороги растет белая и красная шелковица, - ягоды непривычно огромные, размером с мизинец, спелые и очень вкусные. Располагаемся в кафешке в близлежащей деревушке. Дальнейший наш путь пролегает по красивой долине. На очередной «колонке» стоят два источника - ванны с водой. Ребята опять окунаются в одежде.


Освежаемся в поилке для скота

Каньон Кепрюлю

Басни ходят о пересеченке на севере Антальи, теперь и мы испытали ее не себе. Колбасимся по асфальту +-100м набора/сброса высоты и так много км, а просвета все не видно. Еще и дождик начинается, которого мы так ждали. Но от этого легче отнюдь не становится, - жара не спадает, а влажность такая, что очки запотевают даже на ходу и пот льется ручьями. Наконец мы въезжаем в сплавной каньон Кепрюлю с водой совершенно необыкновенного изумрудного цвета.

Смотрим в навигатор - дальше дорога отходит от реки, значит, нужно искать место ночевки где-то здесь. Мы в населенке, прятаться по кустам желания нет, поэтому останавливаемся в кемпинге за символическую плату 10 лир на пятерых. А перед сном можно пройтись по мосту через реку и поглядеть на бирюзовую воду и сужающиеся стены каньона. Вечером искупались и постирали вещи. Рядом с кемпингом есть несколько кафешек и магазин. Уже в сумерках едем за едой. Нам открывают магазин, хотя он давно закрыт.



День 10. (6 мая)

Перевал Эмердин-Бели (1762) - Есилдаг - озеро Бейшехир.
83,5 км, набор 2446 м, трек:
Погода: утром тепло, днем жара, вечерняя прохлада на озере.

Подъем в 5 утра. Сегодня день предстоит трудный из-за большого набора высоты. Вначале асфальт до высоты 750м, дальше подъем в грунтовый перевал. По асфальту едется нелегко, высоту набираем медленно опять все из-за той же сильной пересеченки. Крутить надоедает, и мы останавливаемся в доме-ресторане, чтобы принять второй завтрак. Мы давно не ели, аж целых 2 часа! Козий сыр, мед, помидоры, оливки, хлеб, яйца, водопадик во дворе, здесь же форелевой хозяйство, - проводим больше часа в уютном саду.

Наконец долгожданный поворот на грунты к перевалу Эмередин-Бели. И практически сразу натыкаемся на большую черепаху, переползающую нам путь. Еще через километр встречаем красивую лагуну. Идем купаться, глубина такая, что можно спокойно и понырять. Тут ребятам приходит идея съезжать на велосипеде через порог, по которому течет река, прямо в воду.


Голубая лагуна

Дорога на перевал

Виды на подъеме в перевал

На часах уже 11:30, а мы еще на высоте 750м. От поворота нужно открутить в подъем 15 км. Тяжелый физический труд скрашивают окружающие виды гор, долин и благоухающие хвойные деревья вдоль дороги. Нормальные люди эту часть маршрута едут сверху - вниз, а не как мы снизу – вверх. Уклон дороги такой, что перевал целиком преодолевается в седле, каждые 100м набора стараемся делать небольшие остановки – передышки. Питьевой воды здесь много, сделаны искусственные ванночки – родники, предназначенные также для животных.

15:00, пер Эмердин-Бели (1762м). Немного сидим на возвышающейся скале - весь мир как на ладони! А классная могла быть каталка на спуске.


Вид с перевала Эмердин-Бели

Наконец-то вниз! Но дорога на спуск проложена по той же сильно пересеченной местности, поэтому удовольствие от процесса не получаем, хотя это компенсируется красивыми видами из окна велосипеда. Мест для стоянки тоже полно, разве что воду нужно отыскать. Но наша цель - озеро Бейшехир. К 16:30 приезжаем в город Есилдаг. Поужинать не удается, т.к. место не туристическое и нормальных кафешек нет. Зато сам городок напоминает средневековье: ратуша, мечеть, старые каменные постройки, вымощенные булыжником улицы. Закупаемся продуктами на ужин и завтрак.


Есилдаг

Встали на ночевку

До Бейшехира осталось 10 км по «ровному» асфальту. Предательский характер местности проявляется даже на плоскости, асфальтированная дорога вдоль озера идет по синусоиде с амплитудой 3-5м и периодом 50-100м. То взлет, то посадка. Озеро расположилось среди невысоких гор и разлилось на многие километры. Голубая вода прозрачная и очень чистая. На часах 18:30. Находим ближайший съезд и паркуемся. Это оказывается чья-то территория, но ехать дальше и чего-то искать среди заболоченных берегов – нет ни малейшего желания. Одну палатку удается установить на плоской крыше домика, туда же затаскиваем на ночь все велосипеды.

Ужин с видом на горы и острова, среди озера торчащие из воды. Вечереет. Появляется дымка. Небо раскрашивается в разные краски. А на ночь нам включают музыку природы – квакание лягушек, доносящееся из кустов. Убаюкивающе!


Закат на оз. Бейшехир

Страшный (под 2,5 тысячи метров) набор высоты за день получился, тем не менее особо уставших среди нас не было.



День 11. (7 мая)

Енисарбадемли - пер 1700 м – Шаграк.
92,5 км, набор 1854 м, трек:
Погода: жара.

Первые лучи солнца встретили через просвечивающиеся стенки палатки, не вылезая из спальников. Завтракаем, купаемся, стартуем в 7. Едем сначала вдоль нашего озера, под колесами асфальт. Вскоре поднимаемся на холм, а затем, окинув прощальным взором водные просторы, скрываемся в очередной долине.


Оз. Бейшехир

Через 15 км к 9 утра приезжаем в деревню Енисарбадемли. Как только оказываемся на площади, к закрытым дверям кафешки подбегают хозяева и зовут нас на завтрак. Соглашаемся. Готовят как в прошлый раз все тот же набор. Сметаем ВСЕ что появляется на столе. В 10 утра выдвигаемся дальше, заплатив за «брекфаст» 60 лир со всех. Лезем в грунтовый перевал 1700 м с набором всего 500 м. Ехалось легко, дорога шла по красивому лесу, рядом течет река, в которой можно в любой момент окунуть голову, спасаясь от жары. Уклон совсем небольшой, почти весь подъем преодолевается на второй звезде. За 2 км до перевала делаем радиалку к пещере, которую нашли на навигаторе. Туда не пробраться, - вода вытекает из скалы, а дальше проход закрыт решеткой. Мы пытаемся найти другие лазы, но безуспешно.


Енисарбадемли

На спуске с перевала

К 11:40 заезжаем на перевал. В отчетах я видела на фотках и читала про красивую заснеженную гору под названием Дипойраз, но на месте мы ее не признали, этот год выдался мало снежным, а май – аномально жарким.

Летим в спуск до асфальтовой дороги, по ней максимум километр. Подъезжаем к первому за весь поход броду, который не можем пройти в седле. Дальше 3 км заброшенной грунтовки, отодвигаем шлагбаум. На ней опять встречаем черепаху и не одну. После деревни Кокулар решаем сделать привал на полчаса, расположившись под деревом у дороги. Кому-то даже удается поспать. Жара страшная. Буквально через 1-2 км на нашем пути возникает водохранилище с чистой зеленой водой. Обидно, что полчаса мы провели не здесь.


Водохранилище

Столовая гора

Очередной грунтовый подъем со «столовой» горой наверху. На спуске выскакиваем на асфальт, по которому крутим до самого Эгирдира, хотя был вариант срезать по грунтам напрямую этим же днем. Чтобы удлинить нитку маршрута, сворачиваем на юг в национальный парк, на завтра по программе озеро Kovada. Долина очень красивая, но начинаются очередные «качели». Асфальт превосходного качества, сюда бы шоссер. Хочется скорее финишировать, а до стоянки еще километров 15. По пути берем очередной мини-перевальчик. В роднике предусмотрительно набираем воды в заранее приготовленные пластиковые бутылки и спускаемся к руслу реки в самую южную часть дороги-петли. И тут нас постигает разочарование: река пересохла. Наверное, ее попросту перекрыли, потому как само русло, да и каньон тоже – весьма внушительных размеров. Зато есть ровная площадка, чтобы палатки поставить.


Очередной спуск

Ночуем в пересохшем русле реки

Ночуем с костром прямо в пересохшем русле реки.



День 12. (8 мая)

оз.Ковада – Эгирдир – Денизли (автобус) - Памуккале.
Всего за день 82,2 км, набор 924 м, трек 1, и трек 2
Погода: переменная облачность, после обеда в Эгирдире жара, по дороге на автобусе в Денизли начался дождь, вечером облачно.

Подъем в 5.45. Выезд в 7:00. Через 13 км, из которых 3.5 подъем в гору, добираемся до соленого озера Ковада, находящегося в национальном парке. На берегу лежит дохлая рыба в огромных количествах и морские водоросли. Волны и сильный ветер пригнали весь мусор к этому берегу. Внешне озеро выглядит красиво: голубая вода, окруженная холмами, но купаться как-то желания нет. Едем дальше вдоль берега и с третьей попытки отыскиваем более-менее подходящий заход в воду.


Оз. Ковада

На сегодня по плану осталось всего 35км асфальта, поэтому особо не торопимся. Через 1.5 часа оказываемся в военном городке Эгирдире, расположенном у одноименного озера бирюзового цвета, похожего на морской залив. Покупаем билеты на 14:30 до Денизли за 25 лир в компании KamilKoc. А дальше едем отдыхать и осматривать городок. Заезжаем на крепость в центре города, откуда открывается панорамный вид на озеро и окружающие горы. На рынке закупаемся фруктами и направляемся на самый мыс длиной пару км. Место явно курортное, много ресторанов и отелей, но туристов почти нет, что удивляет. Видимо, еще не сезон. Здесь тихо и спокойно. Располагаемся на скамейке у самого берега с галечным пляжиком и пирсом для моторных лодок. Машины тут практически отсутствуют, место тупиковое. Уезжать отсюда не хочется совсем. Купаемся, моемся и стираемся. Вода пресная и кристально чистая (как в Байкале), много крабов. Здесь же готовим на горелке чай.


Вид с замка в центре Эгирдира

На пути к Денизли начинается дождь, но успеваем выехать из грозового фронта до прибытия автобуса. Снова нам везет - остаемся сухими. Первый делом прямо с автовокзала крутим в центр, чтобы поужинать в кафешке, а затем еще 20 км до Памуккале. Встаем на ночевку в поле с восточной стороны белой горы с травертиновыми образованиями, хотя были варианты кемпингов и отелей.



"Памукалле ночью". День 12.

В путеводителе «другая Турция» мы нашли статью о посещении Памукалле на закате, на рассвете и ночью. Решили, что для нас это самое оно, т.к. можно пролезть на территорию бесплатно, еще и народу никого.

Костя уже в третий раз посещал Турцию и был в Памукалле. Это нам сильно помогло - он хорошо знал, где находятся природные ванны с теплой водой (большинство пересушены) и как проникнуть на территорию. Само попадание на территорию было экстримальным из-за пастуха, который в темноте собирал свое стадо по каменистому склону и зачем–то при этом стрелял в воздух… Мы знали, что Памукалле охраняется даже ночью, поэтому передвигались крайне осторожно, стараясь не попадаться на освещенные участки склона.

Удовольствие от плавания в термальных источниках превзошло все ожидания. Лежишь в ванной, наполненной теплой водой, на вершине освещенной меловой горы, тихонько журчат стекающие сверху ручейки, а над тобой – звездное небо. Так мы отмокали в районе часа. Как потом узнали в природные ванные уже давно, как не пускают простых туристов. Везде развешены таблички на английском и русском! языке «Просьба по травертинам не ходить». Можно плавать только в искусственном каскаде.


Памукалле ночью

На обратном пути к лагерю, чтобы перелезть через забор и выйти на асфальт, нам пришлось преодолеть довольно глубокий овраг, по которому раньше текла вода. Уклон был насколько резким, что это походило больше на скалолазание, цеплялись за растущую на склонах среди камней травку. Для SIDIшных контактных велотуфлей – это было достойное испытание.



"Памукалле, Иераполис". День 13.


День 13. (9 мая)

Памуккале – Денизли – ночной автобус до Стамбула.
53,7 км, набор 608 м, трек:
Погода: пасмурно, временами солнце, накрапывает дождь, сильный кратковременный ливень.

Подъем в 7:40. Сборы без завтрака. У Наташи на спуске случается ЧП, конец стропы, которой палатка притягивается к багажнику, накручивается на заднюю втулку, блокируя колесо на скорости за 40км/ч. Все обходится без травм и падений. В населенке закупаемся водой и ищем место для приготовления завтрака на горелке. Деньги нам удалось поменять только на почте!


Памукалле снизу

Подъезжаем к северному входу в Памукалле. Долго ругаемся с охранником, который заставляет нас припарковать велы туда, где ставят машины, а там ведь даже облокотить их некуда. К дереву поставить не разрешает. Говорит про паркинг. Вход 20 лир.


Иераполис

Древний город Иераполис и источники Памуккале — природный и культурный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО общей площадью около 1077 га в провинции Денизли на юго-западе Турции. В него входят геотермальные источники с температурой воды 36°C, водоемы-террасы, образовавшиеся из травертина, а также территория древнего города Иераполиса.
В том месте, где насыщенные кальцием термальные воды выходят на поверхность высокого холма высотой почти 200 м, сформировался удивительный ландшафт Памуккале (что означает «хлопковая крепость»), предстающий в виде целого каскада террасных ванн, украшенных белоснежными кальциевыми сталактитами. В конце II в. до н.э. династия Атталидов, правителей Пергамского царства, основала курорт Иераполис. Здесь можно увидеть руины древних бань, храмов и других эллинистических памятников.


Естественные травертины

"Купаемся" в травертинах

Естественные травертины

Чья-то могила

Пару часов осматриваем древний город Иерополис, затем травертины. Ненадолго выглядывает солнце. Становится жарко, купаемся в искусственных травертинах. Потом опять холодает, сгущаются тучи. Идем обратно по краю склона, чтобы теперь осмотреть меловые ванные естественного происхождения.

Часа в два дня, закончив пешую прогулку, выходим обратно за территорию. Дальше нас ждут красные высохшие травертины в соседней деревушке.


Красные травертины

Через некоторое время начинается сильный ливень. Еле успеваем спрятаться от дождя под крышей кафешки. А дальше обратный путь в Денизли, по пути осмотр крепости Лаодикея (ничего особенного), тупежка, ужин, поиски скотча и пищевой пленки для упаковки байков, ночь в автобусе, везущем нас обратно в Стамбул.



"Продолжение. Бегущий город Стамбул". День 14.


День 14. (10 мая)

Стамбул - продолжение «бегущего города» - Аэропорт.
80,3 км, набор 835 м, трек:
Погода: пасмурно, облачно, под вечер тепло.

В 7:30 прибываем в город. Сначала едем в музей археологии. Там три часа осматриваем бесчисленное множество саркофагов, настоящих памятников истории. Один из них якобы саркофаг самого А. Македонского. Музей очень большой. Вход 10 лир.


Рынок Стамбула

Археологический музей

Археологический музей Стамбула. Комплекс расположен рядом с парком Гюльхане и дворцом Топкапы и состоит из трёх музеев — главного здания, музея Древнего Востока и Изразцового павильона — и содержит более миллиона экспонатов различных эпох.

Затем направляемся в парк Миниатюрк, где представлены архитектурные творения и достопримечательности Турции в уменьшенном виде. Здесь и голубая мечеть, и гора Немрут, аэропорт, Памуккале, Каппадокия, Ай-я София. Вход в парк 10 лир.


Парк Миниатюрк. Гора Немрут

Парк Миниатюрк

Мини Каппадокия

Миниатюрк — парк миниатюр, расположенный в Стамбуле в районе Сютлюдже на берегу Золотого Рога в Турции. На территории парка, площадью более 60.000 кв. м. выставлены модели архитектурных объектов Турции и других стран, выполненные в масштабе 1:25. Также в парке действует миниатюрная железная дорога, автомагистраль с перемещающимися транспортными средствами, аэропорт с моделями самолетов, корабли проплывающие по водным артериям и тысячи человеческих фигур.
В парке насчитывается более 100 миниатюр, среди которых можно увидеть: собор Святой Софии, Галатскую и Девичью башни, Босфорский мост, Голубую мечеть и мечеть Сулеймание, дворцы Топкапы и Долмабахче, церковь Святой Ирины, городские стены Константинополя и пр.


Набережная Босфора

Доезжаем до набережной с замками-крепостями Румелихисар и Анадолухисар, расположенными с обеих сторон Босфора. Возвращаемся в центр, где заскакиваем на рынок за гостинцами - восточными сладостями, ужинаем и выдвигаемся в аэропорт. В пт вечером пробка в самом разгаре, двигаться между плотными рядами автомобилей не очень приятно. Пакуем велосипеды часа за 1,5. Когда сдаем багаж, нас неожиданно просят спустить колеса, ссылаясь на службу безопасности. Но все запаковано так, что к нипелям подобраться почти нереально. В итоге забиваем, тем более, что почти у всех бескамерка. Немного ожидания и вот мы уже в самолете. Сразу отрубаемся, чуть не пропустив кормежку. Всё. Теперь только домой.



Фотографии:

Фотоальбом на Google Фото.


Видео:

Видео на YouTube.


Бюджет похода:

Общий бюджет похода составил 24000р на человека. Из них авиаперелет Москва-Стамбул-Москва 12500р. Самыми значительными тратами были автобусные проброски (около 5000р на человека) и посещение музеев (2000р на человека). Остальное ушло на еду и сувениры.


Выводы и рекомендации:

Турция оказалась идеальной страной для майских велопоходов. Изобилие исторических памятников, национальных парков, просто интересных мест позволяет составить насыщенный и увлекательный маршрут, где каждый новый день не похож на предыдущий и приносит незабываемые впечатления. Дикая природа, красивые леса, полноводные горные реки, яркое во весь экран южное солнце, хорошие грунтовые дороги – все это способствует полноценному отдыху от цивилизации.

Дружелюбие и неназойливая общительность местных жителей создают ощущение комфорта, позволяя чувствовать себя в безопасности.

Животные и растения в Турции - откормленные и жирные. На дороге видели здорового раздавленного скорпиона, кругом бегали какие-то чересчур большие муравьи. Ели трехсантиметровые очень вкусные ягоды шелковицы. Черепахи – отдельный разговор – такие милые и ручные, ползают под колесами, главное случайно не переехать.

Питьевой воды море, даже на высоте под перевалами сделаны родники в виде труб с цементными ваннами.

Маршрут целиком проезжаем без велотаскалова и спецучастков. Максимум на уклонах больше 16% походить пешком с велосипедом придется. Сложность препятствий показалась в районе 3 к.с., но точными расчетами мы не увлекались. Я очень удивилась, что грунтов в итоге вышло немногим меньше 300км, а впечатления остались, как будто мы только по ним и катались. Это связано с тем, что грунтовки были в основном на подъемах, когда скорость минимальная. Да и так приятнее набирать высоту. Удачно вышло.

Итого, маршрут можно смело рекомендовать для походов в мае, летом здесь слишком жарко и вкручивать в перевалы будет тяжело даже для подготовленных людей. Наверное, неплохо путешествовать по Турции еще и осенью, во время так называемого «бархатного» сезона.