Держи забрало
Отчеты о велопоходах
ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО КАВКАЗУ.
Сроки проведения: : 11-19 июня 2022 года.
Нитка маршрута: Кармадонское ущелье – пер.Даргавский (1794 м) – пер.Какадурский (1744 м) – пер.Архонский (2204 м) – пер.Саварафцаг (2506 м) – Мацута – Хазнидон – Ташлы-Тала – пер Курноят (2169 м) – пер.Думала (2990 м) – пер.Чегетджара (Школьный) (3115 м) – альплагерь Безенги – пер.Кышлык (2512 м) – пер.Актопрак (1942 м) – Тырныауз – проброска на самосвале – пер.Джаурген (2804 м) – пер.Шаукол (2927 м) – пер.Бересун (2481 м) – поляна Эммануэля – г.Большой Бермамыт – Кисловодск.
Оглавление:
Планирование маршрута:
Поскольку в прошлом году мы ездили «кусок» Кавказа от Владикавказа до Махачкалы и нам понравилось, то в этом году решили продолжить данное мероприятие и исследовать участок в противоположную сторону, от Владикавказа до Кисловодска.
Исследовать – это громко сказано. Естественно, до нас здесь кто только не ездил, было написано много отчетов и, соответственно, есть из чего собрать оптимальную нитку маршрута.
Рельеф Кавказа таков, что хребты идут условно с севера на юг параллельно друг другу. На юге, вдоль границы с Грузией, располагается Главный Кавказский хребет. Это самые высокие заснеженные пики, по которым, естественно, на велосипеде не поедешь. Зато ими можно любоваться со стороны. Чем севернее, тем высоты становятся меньше. Соответственно, чтобы проехать этот район Кавказа с запада на восток или с востока на запад, нам нужно будет многократно перепрыгивать через протянувшиеся с севера на юг хребты.
Пешка с велосипедом нас не устраивала. По этой причине и из соображений нестабильной погоды в июне было отметено предложение брать такие пешие перевалы как, например, знаменитый перевал Ваза-Хох (Уаза Восточный) с Бровцеком. Пусть это неплохой вариант «срезать», но там будет жесткое таскалово. Перевал же Куртатинский – просто перевал ради перевала, потом пришлось бы возвращаться по шоссе Транскам – дорога в Южную Осетию.
На самом деле вариантов проехать по Кавказу не так много. Южнее нашего трека – велопешка, а севернее – асфальт, унылый плоскач и холмики.
Планируемый километраж получился небольшой, около 500 км, но горы есть горы. На профиле высот хорошая пересеченка с подъемами по 1-1,5 км за раз. Таскалова нет, но будет пешка из-за уклона. По отчетам люди в некоторых перевалах ходили пешком и вверх, и вниз.
Так то все нормальные люди ездят этот маршрут в спокойном неторопливом темпе за 2 недели, но нам было жалко отпуска (((( Пришлось ужаленными проскакать основное за 9 дней, и то неполных.
А так, маршрут можно спокойно удлинить до двух недель. Можно заехать на Мидаграбинские водопады, на Худесский лабиринт. Можно погулять в окрестностях Эльбруса (например до каменных грибов). Можно сгонять до альплагеря Безенги и погулять по ледникам.
Полезная информация:
Перелет. Заброска:
Летели во Владикавказ авиакомпанией S7, которая незадолго до этого отменила габариты для бесплатного провоза велосипедов. Раньше у них было обязательно вписаться в 203 см по сумме трех измерений, а теперь размеры не нормировались. Какая радостная новость! Сборка/разборка велосипедов будет занимать в 2 раза меньше времени.
Как и в прошлый раз, мы не хотели начинать поход прямо из аэропорта, чтоб не тратить драгоценное время на подъезд к горам. Поэтому решили заброситься к началу Кармадонского ущелья в месте слияния рек Геналдон и Гезельдон. Воспользовались услугами того же водителя с Мерседес Спринтер, что и в прошлом году. Благо у меня случайно сохранился его телефон. Владимир +7 989 039 20 40. Стоимость поездки – 4000 руб за машину.
Заканчивали велопоход в Кисловодске. На пригородной электричке доехали до Минеральных вод, где совсем рядом с городом аэропорт, откуда улетели также авиакомпанией S7. У S7, как и у многих других авиакомпаний, если вы прилетаете в один аэропорт, а улетать собираетесь из другого, надо составлять сложный маршрут и брать один билет на оба перелета. Это дешевле, чем покупать два отдельных билета (туда и обратно).
Во Владикавказ, как и в Кисловодск, также можно добраться на поезде.
Погранзоны и пропуска:
По нашему маршруту пропуска в погранзону не нужны. Единственное исключение составляет треккинг в районе альплагеря Безенги. До самого альплагеря можно доехать без пропусков, граждан РФ туда пускают просто по паспортам. А дальше смотря куда. На ледник Мижирги и водопады – без пропуска, а на ледник в сторону Безенгийской стены – с пропуском. И то, когда мы были уже в лагере, сотрудники сказали, что гулять по языку ледника под Безенгийской стеной пограничники вас не пустят, но подойти к нему вплотную по экотропам заповедника должны разрешить. А так, посмотреть виды можно и с пригорка над альплагерем.
За несколько дней до начала похода мы оформляли попуска в Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник. Дело происходило онлайн. Сначала нужно подать заявку, а потом оплатить по реквизитам в сумме 150 рублей с одного посетителя за весь период пребывания на территории заповедника. Это удобно делать сразу на всю группу через Сбербанк онлайн – Перевод организации по реквизитам. Далее нужно выслать платежный документ на почту Кабардино-Балкарского заповедника. Они оперативно формируют пропуска в электронном виде, которые нужно распечатать и показать на кордоне. У нас все прошло быстро и безболезненно))) При возникновении вопросов по процедуре оформления пропусков не стесняйтесь, звоните им.😊
Вода, еда, магазины, приготовление пищи:
С водой на Кавказе проблем нет, с магазинами тоже. Магазины небольшие сельские, но основное необходимое есть. Большие супермаркеты по маршруту есть только в Тырныаузе. Гречка с чечевицей везде есть. Шикуем!
Готовили на двух бензиновых горелках, пару раз дозаправлялись на АЗС в пластиковые бутылки.
Погода, температурный режим, осадки, одежда:
Вдруг выяснилось, что июнь на Кавказе – самый дождливый месяц в году. Какая новость!
Конечно, у нас были подозрения, когда в прошлом году в первые дни похода нас как-то сильно поливало. Но, перед тем как брать билеты, никто не додумался посмотреть статистику погоды по месяцам.
Чтобы быть готовой ко всему, я взяла с собой декатлоновский дождевик, хозяйственные резиновые перчатки и мембранные носки. Чего и вам желаю 😊
Температурный режим в горах комфортный для езды. Днем +20-+25С, ночью +7С+8С. Исключение составлял район Эльбруса. Здесь было существенно холоднее. Большой «холодильник» дестабилизирует погоду всего района.
Участники похода:
График прохождения маршрута по дням:
день | дата | км | набор | сброс | маршрут | трек на alltrails.com | трек на nakarte.me | асфальт | грейдер, грунт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 11.06.сб. | 19,9 | 1150 | 547 | Кармадонское ущелье - пер.Даргавский (1794 м) - Даргавс | трек | трек | 2,3 | 17,6 |
2 | 12.06.вс. | 65,5 | 2215 | 2247 | Даргавс - пер.Какадурский (1744 м) - пер.Архонский (2204 м) - Курайтта | трек | трек | 21,5 | 44 |
3 | 13.06.пн. | 81,3 | 1802 | 2264 | Курайтта - пер.Саварафцаг (2506 м) - Ташлы-Тала | трек | трек | 25,5 | 55,8 |
4 | 14.06.вт. | 58,1 | 2623 | 1422 | Ташлы-Тала - пер Курноят (2169 м) - р.Чайнашки | трек | трек | 8,5 | 49,6 |
5 | 15.06.ср. | 41,3 | 1856 | 1895 | р.Чайнашки - пер.Думала (2990 м) - пер.Чегетджара (Школьный) (3115 м) - альплагерь Безенги | трек | трек | 41,3 | |
6 | 16.06.чт. | 63,1 | 1825 | 2262 | альплагерь Безенги - пер.Кышлык (2512 м) - под пер.Актопрак | трек | трек | 3 | 60,1 |
7 | 17.06.пт. | 67,5 | 1971 | 2273 | пер.Актопрак (1942 м) - пер.Джаурген (2804 м) - пер.Шаукол (2927 м) - р.Шаукам | трек | трек | 15,5 | 52 |
8 | 18.06.сб. | 56,5 | 1821 | 1604 | р.Шаукам - пер.Бересун (2481 м) - г.Большой Бермамыт | трек | трек | 8 | 48,5 |
9 | 19.06.вс. | 48,9 | 405 | 2053 | г.Большой Бермамыт - Кисловодск | трек | трек | 6,9 | 42 |
502,1 | 15668 | 16567 | ИТОГО: | трек | трек | 91,2 | 410,9 |
День 1. (11 июня)
Кармадонское ущелье – пер.Даргавский (1794 м) – Даргавс.
19,9 км, набор 1150 м, трек:
S7 недавно отменили габариты 203 см для бесплатного провоза велосипедов. Какие молодцы! Это реальная экономия времени на сборку/разборку велосипеда, что очень радует.
Когда мы брали билеты на Кавказ, всей этой истории с Украиной еще и в помине не было. Впоследствии нам просто увеличили время перелета за счет нового воздушного коридора, проложенного ближе к Каспийскому морю.
По сравнению с прошлым годом мне казалось, что летим во Владикавказ целую вечность, а по факту 3,5 часа.
Мы решили начинать маршрут с подъема по красивому Кармадонскому ущелью, где в 2002 году сошел ледник Колка, и погибли съемочная группа Сергея Бодрова младшего и много местных жителей.
Поскольку прилетели мы поздно, то пробросились до поворота на Кармадонское ущелье на том же 17-ти местном Спринтере, что и в прошлом году. Благо контакты водителя у меня остались с прошлого года, и мне не пришлось выносить себе мозг новыми поисками на Авито. Владимир +7 989 039 20 40. Проброска 40 км стоила 4000 руб за машину, что приемлемо. И водитель знакомый, что вдвойне приятно.
Едем по шоссе в сторону гор, над которыми нависли тучи, но у нас погода пока хорошая. Сегодня дождей не обещают. И на том спасибо, хотя дальше прогноз дождливый, и мы набрали побольше вещей от дождя «на всякий случай».
Быстро доехали до места старта, заехав на окраину Владикавказа за водой на ход. Всю еду на первый ужин и завтрак мы привезли с собой. Влад, ехавший из Волгограда на автобусе до автовокзала Беслана, заскочил по пути на заправку за бензином и в кафешку за осетинскими пирогами.
Выгрузились из микроавтобуса на повороте на Кармадонское ущелье и прямо там, на площадке чуть в стороне, быстренько собрали велосипеды и пообедали купленными во Владикавказе арбузом, пирогами и бутерами.
Погода отличная. Главное, чтобы не пошел дождь, а то будет неприятно.
В ущелье постоянно заезжают/выезжают машины. Здесь такое оживленное движение, что целое дело сходить в туалет. Как в метро в час пик. Сегодня у нас по плану всего 15 км с набором 900 метров в абсолюте. Ничего, справимся. Может даже и до темноты успеем. Среди нас есть люди, которые очень мало спали сегодня ночью, и много крутить на входило в наши планы.
Начался плавный подъем по красивому, иногда узкому ущелью. Местность до схода ледника раньше была иная, чему свидетельствуют остатки дороги, идущей когда-то в тоннелях. Уж больно много машин. Возможно, это из-за длинных июньских праздников всех потянуло на природу.
Сход ледника Колка — катастрофа, произошедшая 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. В результате неё погибли и пропали без вести 125 человек, в их числе съёмочная группа фильма «Связной» и в её составе актёр и режиссёр Сергей Бодров-младший.
Ледово-грязе-каменный поток 20 сентября 2002 года, стартовав в 20 часов 8 минут, стремительно продвинулся почти на 20 км по долине реки Геналдон со скоростью 150—200 км/час, разрушив строения, базы отдыха, линии электропередач.
Остановились сфотографировать памятник группе С. Бодрова. До этого дорога по ущелью плавно набирала высоту, ехалось легко, но после памятника уклон стал более крутой, а из-за поворота показались красивые заснеженные вершины, которые постепенно освобождались от облаков. Едем и любуемся такой красотой. Чем круче уклон на подъеме, тем быстрее набирается высота.
Машин здесь по-прежнему много. Может, они едут на горячие источники, но мы по плану туда не собирались, т.к. это радиалка, да и далековато и неудобно.
Любуемся видами на заснеженные пики с противоположной стороны ущелья. Здесь даже красивее, чем в Ингушетии в прошлом году. Склоны гор такие зеленые. Местность открытая, есть пара мест, где на так называемых смотровых (карманах дороги) могут остановиться машины.
Влад неоднократно ездил в поход по Кавказу и хорошо знает, в каком месте за холмом напротив скрываются от нашего взора горячие источники. Ребята всерьез думали встать на ночевку на перевале, а рано утром сбегать полежать в термальных ваннах. Но питьевой воды, чтобы на ней готовить еду, на перевале не оказалось, а уже закат. Нужно быстрее скатываться вниз и искать место ночевки.
На спуске была своротка с асфальта налево в сторону домиков, где держали скот. Мы проехали мимо вдоль ручья, чуть выше по его течению, и нашли там ровную площадку. Уютное, красивое местечко в стороне от больших дорог. Полная Луна освещает заснеженные горы.
День 2. (12 июня)
Даргавс – пер.Какадурский (1744 м) – пер.Архонский (2204 м) – Курайтта.
65,5 км, набор 2215 м, трек:
На удивление, несмотря на то, что на небе ни облачка, сегодня в 5 утра было не так холодно, как вчера вечером. Когда мы ставили лагерь, меня не хило так трясло.
Светит солнышко. С одной стороны долины заснеженные пики остроконечных гор, а с другой – большой скальный массив.
Отличное место ночевки! Мы стояли слева от основной дороги, идущей с перевала, а справа от нее, буквально в 1 км от нас, был город мертвых, осматривать который входило в наши планы.
Вход 100 руб/чел. По сравнению с тем, где мы были в прошлом году, город реально небольшой. Строений правильной формы здесь 15, от силы 20 штук. А между ними – каменные дорожки. Быстренько поднялись на вершину холма. Благо, далеко идти не пришлось. А так, местность супер-пупер. Ну очень красиво. Живым бы здесь жить.
Заглянув внутрь строений, мы увидели наваленные друг на друга скелеты людей. Да и запах полуподвальных помещений так себе. Естественно, любоваться тут нечем. Зато полетали на коптере.
«Город мёртвых» или Даргавсский склеповый могильник — комплекс наземных и полуподземных склеповых сооружений XIV—XVIII веков у селения Даргавс в Северной Осетии. Самый крупный комплекс такого типа на Северном Кавказе.
Комплекс состоит из 95 сооружений, сложенных из грубо обработанных крупных камней с использованием известкового раствора. Внешние стены обыкновенно оштукатурены, их толщина — от полуметра до 0,75 м.
За счёт ярусности склепов и многослойности захоронений в небольшом по площади комплексе покоится около десяти тысяч человек.
Рядом со входом в город мертвых был шланг и краник с питьевой водой. Мы набрали фляжки, но головы намочить забыли.
Впереди небольшой перевальчик метров на 300 – перевал Какадурский (1744 м). Крутим вдоль заснеженных пиков Главного Кавказского Хребта. Эта долина ну очень красивая. Несмотря на утро, сейчас влажно и жарко, и из-за этого едется тяжело. Наверху на смотровой стоял необычный памятник в виде буквы æ. Отсюда открывается вид на следующую долину и предстоящий перевал Архонский (2204 м). Кажется, до него рукой подать, но это оптический обман не учитывает масштабы долины. Профиль высот говорит, что после спуска нам набирать около километра.
Запускаем коптер.
По еще недавно безоблачному небу побежали тучки. Пора спешить.
Покатили в спуск, но, не удержавшись, заскочили по пути еще на одну видовую смотровую. Люди стояли в очереди, чтобы покататься на качелях на краю обрывающегося склона. Здесь также можно пофотографироваться с большим красным сердцем, залезая в него с велосипедом))
Спустились в Верхний Фиагдон. Супермаркетов здесь нет, но мы смогли комфортно закупиться на ужин и завтрак. Ассортимент в местном магазинчике оказался достаточным.
У реки Фиагдон закончился спуск с перевала. В начале подъема, слева от дороги, стоял Аланский Свято-Успенский мужской монастырь, на входе в который мы помыли фрукты святой водой, купленные на перекус. Туристов здесь много. Пара участников зашли ненадолго внутрь монастыря, чтобы бегло осмотреть достопримечательность.
Аланский Успенский монастырь — православный мужской монастырь Владикавказской епархии. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Самый высокогорный монастырь на территории России.
За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России, а также паломники из Южной Осетии.
Остановились на легкий обед на берегу реки у начала основного подъема на перевал. Фрукты, овощи и бутеры с колбасой и сыром зашли неплохо.
Дорога на основной на сегодня перевал Архонский шла серпантином. Уклон так себе. Приходится ехать на 1:1 порой с низким каденсом и без запаса на кручение. Подъем непростой, учитывая жару. Заезжаем на перевал практически без остановок. В паре мест с гор стекали ручейки, в которых можно было умыться и намочить бандану. Мокрая голова в такую жару здорово спасает.
Мимо нас постоянно проезжают машины и пылят. Интересно, куда это они? Похоже, по случаю июньских праздников все поехали в горы. Номера в основном местные. Люди часто спрашивали нас, откуда и куда мы едем. Ответ в стихах: «у нас поход до Мин вод»))))
Хапнули заявленный километр набора довольно быстро. В конце подъема я чувствовала, что перегрелась. Такое легкое замутнение сознания.
Наверху смотровые, а впереди сброс 1,3 км в абсолюте. Спуск тоже очень красивый, дорога местами идет по низкому сосновому лесу. В одном месте мы притормозили пофотографироваться. Тут картинно стояла скамеечка, а две долины были видны как на ладони. По дну ущелья идет шоссе, по которому нам еще предстояло проехать около 10 км с плавным набором. Шоссе в нескольких местах заходит в тоннели. Скоро узнаем, освещены они или нет.
Не успели мы и глазом моргнуть, как уже крутим по этому шоссе. Подъем совсем не чувствуется. Его выдает текущая на нас река. Обочина тут небольшая. Благо, машин немного. Все тоннели оказались освещены 😊
На въезде в поселок Мизур, стоящий на шоссе, была кафешка, а в самом поселке – небольшой магазинчик. До планируемого на сегодня места ночевки не больше 10 км, причем часть из них по этому же самому шоссе до поворота на ущелье.
Пока тупили у магазина, посмотрели прогноз погоды. Впереди 3 дня нехилых дождей. Даже настроение испортилось.
Свернули на грунты, и тут же начался приятный подъем по ущелью, такой тягунок на 1:1. Жарко и влажно, от чего едется с трудом. Несколько раз проезжали сквозь поселки, которые в 2002 году были практически уничтожены селевыми потоками. Какая-то несчастливая тут местность.
Встали на берегу реки Садон перед поворотом на основной серпантин, заныкавшись в леске. Место не ахти из-за камушков, но вода нормальная, и с дороги нас не видно.
В этом тупиковом ущелье на удивление много машин. Ладно еще там можно было проехать насквозь, но тут-то куда? – не понятно.
Сегодня мы успели встать до заката с приличным запасом по времени. Все небо затянули низкие черные тучи. Начал накрапывать дождик. Сижу пишу отчет, пока не ливануло. Вдалеке сверкают зарницы.
Ваня где-то выбил две спицы на колесе. Опять. Карма у человека такая. Пришлось вставлять новые, а для этого нужно было перетянуть ободную ленту и поставить бескамерку маленьким ручным насосом. Занятие увлекательное, но ребята справились. Молодцы!
День 3. (13 июня)
Курайтта – пер.Саварафцаг (2506 м) – Ташлы-Тала.
81,3 км, набор 1802 м, трек:
Вечером, ночью и с утра немного шел дождик. Но, пока мы собирались, распогодилось, и даже выглянуло солнышко. С места ночевки сразу поехали по серпантину, круто набирая высоту. Это единственный на сегодня перевал Саварафцаг с набором чуть больше километра. Якобы сегодня заявлен лайтовый день 😊
Хорошо, что сейчас утро. В добавок мы довольно быстро въехали в низкие плотные тучи. Крутить не жарко и это очень большой плюс. Серпантин идет по склону горы, круто набирая высоту. Дорога хорошая, ровная, без камней. Едется приятно, хоть уклон местами практически предельный для комфортного въезжания.
На подъеме проезжаем через поселок Верхний Згид в надежде встретить магазин, но его тут уже много лет как нет. После поселка окончательно въезжаем в облако. В молоке видами не полюбуешься. Влад, который проезжал тут неоднократно, говорит, что вокруг красиво. Очень жаль, что мы все пропускаем.
Так нащупали перевал Саварафцаг (2506 м), который на вершине был пологим. Оделись потеплее и покатили вниз плавным траверсом склона. Пусть не сразу, но вскоре на спуске стали проявляться виды, что не могло не радовать.
На подъезде к селу Камунта неожиданно пришлось брать небольшой торчок. Здесь туристы группами шли по улицам вверх на смотровую, чтобы полюбоваться видами. Мы же решили, что оно того не стоит (так и так облачность низкая), и покатились дальше в спуск.
Вскоре дорога привела в красивое узкое ущелье. Жаль, что оно по длине совсем небольшое, буквально пару км, и не все успели достать свои фото и видео камеры.
Выкатились в село Мацута. Здесь была кафешка с пирогами и поворот на Дигорию. По словам встреченных здесь коллег из Ставропольского клуба «Велокураж», в Дигории всю ночь шли сильные ливни. Возможно, зарницы, которые мы видели вчера вечером, сверкали как раз там. В Дигорию мы не собирались, т.к. это тупик, зато заказали на всех три больших осетинских пирога. Из-за очереди их пришлось ждать более 30 минут.
Пока ждали, изучили карту местности. Как раз отсюда уходит дорога на прославенный Волгоградцами частично пеший перевал Ваза-Хох, высотой около 3 км. Еще в Москве мы решили в этом походе брать только проезжие перевалы. А сейчас с таким прогнозом погоды тем более, какой смысл напрягаться таскать велики в пешие подъемы, когда вокруг все будет в молоке и мы ничего не увидим.
С голодухи осетинские пироги показались вкуснейшими. Может, так оно и было.
В селе есть мобильная связь, и все повключали телефоны. Практически сразу мне пришла смс от МЧС «С 12-14 часов и до конца суток 13, 14, 15 июня ожидаются сильные ливни с градом и усилением ветра 20-25 м/с». Выходит, скоро нас и смоет, и сдует)) Красота-то какая 😊
Из Мацуты поехали в плавный спуск по асфальту с несколькими незначительными подъемчиками.
Влетели на скорости в неосвещённый тоннель с ямами-колдобинами. Благо, никто не упал. В этот момент в тоннеле не было машин, поэтому пришлось слезть с велосипеда и пройтись по темноте пешочком.
Позже, стоя на смотровой над каньоном в 500 метрах отсюда, мы заметили, что у этого тоннеля со стороны реки был объезд (естественно, не для автомобилей). Старая дорога проходила над самым обрывом. Жаль, мы там не проехали.
Смотровая представляла собой надежный железный мостик с высокими металлическими поручнями, перекинутый в узком месте каньона на другую сторону реки. Внизу бушевали быстрые потоки темной воды. Речка явно опасная. Место красивое.
Стал моросить легкий дождик, который практически не мешал ехать. Вскоре каньон закончился, асфальтовый спуск стал еще более плавным и не таким интересным. Спустились с гор.
Мы запланировали грунтовую срезку асфальтовой галки. Дорога со спутника смотрелась неочевидной. Большая часть группы проехала дальше кругом по асфальту и заскочила в селе Чикола в магазин за продуктами и на заправку за бензином.
Мы же с Игорем и Владом поехали по планируемому треку разведывать грунты для будущих поколений, скосив тем самым асфальтовый угол. Все оказалось не так страшно. В начале и в конце – хороший грейдер, а в середине – грунтовый перелаз по полям. Слабый дождик периодически то начинался, то прекращался, и еще не успел намочить грунты.
На въезде в село Хазнидон было два моста: новый и старый. Мы, естественно, проехали по старому, уже не пригодному для автомобилей. Дорогу здесь полностью преграждали бетонные блоки. Даже пешком не пройти. Пришлось перекидывать байки через блоки и самим перелезать через них.
В Хазнидоне пара скудных магазинчиков. Хорошо, что наши ребята уже закупились.
Так-то у нас была запланирована ночевка недалеко от этого села на одноименной реке, но, поскольку в следующий день нам предстоял очень большой набор высоты, и время еще было, то мы решили проехать сегодня побольше.
Впереди – второй на сегодня участок хз, объезжать который по асфальту было бы неприятно и нелогично. Крюк получался большой.
Наша грунтовка шла на подъем по лесу и была местами сильно затоплена водой. Приходилось буквально грести на 1:1.
Лес густой, темный и низкий. Местность чем-то напомнила Крым. Дорога стала еще и грязненькой, местами сильно затопленной и плохого качества. Более того, скользкие поваленные ветки и деревья много где сильно мешали ехать, создавая опасные ситуации при перепрыгивании через них в седле.
Все это сильно затрудняло наше передвижение и оказалось менее энергозатратным и более безопасным идти пешком, катя велосипед рядом. Что едешь, что идешь – скорость примерно одинаковая. Из-за того, что мы пытались ехать по затопленной дороге, а потом шли по ее обочине, перепрыгивая через лужи, то, естественно, быстро промочили ноги. Шел мелкий дождик, но в густом лесу это не чувствовалось.
Наконец-то стали спускаться вниз по крутому склону. Впереди что-то шумит. Асфальт что ли?
Вот те раз! Широкая бурная река! Все очень удивились, но стали морально готовиться переходить ее вброд. Но потом заметили, что по нашему берегу идет пешеходная тропинка. Ребята пошли по ней искать место для брода, чтобы было пошире и не такой мощный поток. Оказалось, что буквально в 100 метрах отсюда, есть насыпь с проселочной дорогой и фундаментальным мостом. Мы были безумно рады такому благополучному исходу развития событий. Тем более, что уже вечерело, и надо было вставать на ночевку.
Вода в реке, большая ровная поляна, навес со столиком и купель. Что еще нужно для счастья?
Сплошная облачность, в воздухе взвесь. Не льет – и то хорошо. Сами мы сухие, но вот ноги мокрые насквозь.
Игорь попросил меня написать в отчете, что в целом мы не рекомендуем для проезда на велосипеде эту дорогу. Наверное, этот участок все же лучше объехать по асфальту.
День 4. (14 июня)
Ташлы-Тала – пер.Курноят (2169 м) – р.Чайнашки.
58,1 км, набор 2623 м, трек:
Когда я проснулась в 4 утра, все небо было затянуто теми же низкими серыми тучами, что и вчера. Прям как темной осенью в Москве)
К 6 утра тучи раздуло, даже стало видно горы. Местечко приятное. Главное, машины здесь не ездят, и с основной дороги лагерь не видно.
Практически сразу выехали на асфальт и через пару км проехали мимо оборудованного места ночевки. Из отчетов о предыдущих велопоходах у нас была информация, что здесь ранее останавливались несколько групп таких же велосипедистов, как мы.
Чтобы оценить место и написать о нем в отчете, я специально свернула туда. В целом, все супер: изгиб реки, ровная лужайка, пара больших навесов со скамейками и даже деревянный закрывающийся туалет. Единственный минус, что видно с асфальта, по которому ездят машины. Да и населенка близко.
Идет плавный подъем. Через пару км мы въехали в село Ташлы-Тала, где в одном из домов был магазин со скудным ассортиментом. Это уже Кабардино-Балкария.
Перед началом подъема на перевал Курноят нам предстояло немного поколбаситься на пересеченке. На выезде из села проселочная дорога зашла в лес. Так обидно сбрасывать высоту (да еще и несколько раз), когда надо набирать в перевал.
На повороте у Верхней Жемталы начался основной подъем на перевал Курноят (2169 м). Предстоит набрать 1200 м на 19 км.
Как-то незаметно для нас каменистая грунтовка зашла в красивое узкое ущелье. Едем вдоль реки на первой передаче. Скальные стены узкого ущелья зажимают между собой реку и дорогу. Безумно красиво! Обожаю такие каньоны, где можно проехать на велосипеде и никого нет.
Когда закончилась глубокая часть ущелья с высокими вертикальными стенами, мы оказались в небольшой зеленой живописной долине, по дну которой протекала речка. Как же классно, что здесь нет машин, которые так утомляли в первые два дня!
Решили устроить обед на точке «родник Колкина», координаты которого скинули заботливые друзья, проехавшие здесь за неделю до нас. Оборудованный родник представлял собой трубу с большой синей бочкой.
Отдохнув, довольно быстро закрутили в перевал. Периодически тучи то набегают, то их сдувает ветром. Теперь нам предстоит скатиться в населенку, которая виднелась на дне долины. Что ж за жизнь-то такая?! Так обидно набирать, а потом сбрасывать километрами. Но ничего не поделаешь. Так расположены горные хребты, и рельеф здесь такой.
На спуске была пара стремных мест с сильным уклоном, я бы сказала предельным для съезжания. Неудачно заехав в колею, Андрей кувыркнулся и покоцал шлем. Сам гонщик не пострадал)
В селе Верхняя Балкария закупились в магазине на два ужина и два завтрака, а в кафешке напротив поели хычины.
И вот мы уже крутим в очередной подъем. Это начало подъема на перевал Думала (2990 м), но он будет завтра. Сегодня же надо набрать около километра, а реально оказалось больше из-за небольшой «полочки» на спуск.
В начале крутой энергозатратный серпантин. Непонятно, здесь выгоднее идти пешком или ехать. После «полочки» стало еще хуже. Упираться в подъем, конечно, можно, но с большим-большим трудом. К уклону добавились еще и каменюки под колесами. Пусть неспортивно, но здесь проще идти пешком, тем более, что день близится к концу, и все уставшие. Второй день подряд под вечер веселуха!
Последние 500 метров набираем преимущественно пешком.
Встали на ночевку на высоте 2200 метров у ручья на повороте дороги. Навряд ли здесь кто-то поедет. Других пригодных мест здесь нет. Пока ставили лагерь, распогодилось. Ненадолго открылся вид на горы и долину внизу, откуда мы приехали. Снизу подползает облако.
День 5. (15 июня)
р.Чайнашки – пер.Думала (2990 м) – пер.Чегетджара (Школьный) (3115 м) – альплагерь Безенги.
41,3 км, набор 1856 м, трек:
Сегодня был заявлен лайтовый день. Всего-то 42 км с набором меньше двух километров.
Под утро распогодилось, выглянуло солнышко, и стали видны заснеженные пики остроконечных гор.
Солнышко такое теплое и ласковое, что все помылись, постирались и спокойно, даже не поморщившись, одели на себя мокрые шмотки, которые на подъеме практически сразу на нас и высохли.
Прямо со старта пошли пешком. Слишком большой уклон, да и дорога каменистая. Начало этого подъема при должном уровне подготовки можно было заехать, чем Ваня, и отчасти Влад, занимались 😊 Остальные, не напрягаясь, шли пешком. Спешить было некуда.
Впереди два перевала – Думала (2990 м) и Чегетджара (или Школьный) (3115 м) практически без спуска между ними. Второй – самый высокий в этом походе. Для Кавказа 3 км – это уже высота. Не все чувствуют себя хорошо. Ребята помогают друг другу.
Дышится, конечно, не очень. Зато пройдем акклиматизацию перед Памиром)))
На подъеме на первый перевал людей мы не встретили, зато в свободном полете здесь паслись табуны лошадей. Ребята, ехавшие впереди, сказали, что видели большое стадо яков.
Периодически освобождаясь от туч, слева от нас показываются заснеженные горы. Очень жаль, что видимость неидеальна. Местность дикая и сильно напоминает Тянь-Шань. Просто сказка! Были бы такие все перевалы!
В самом конце подъема дорога практически теряется. Видно, что она тут была, но давно не поддерживается. Проще взять перевал в лоб пешком. После перевала Думала небольшой спуск, и подъем на второй перевал Чегетджара или Школьный (3115 м) – самый высокий перевал этого велопохода.
Погода испортилась, холодно и ветрено, начинает накрапывать дождь, поэтому не задерживаемся на перевале, а, натянув дождевики, начинаем спуск. В начале крутой опасный каменистый спуск, ехать быстро не получается. Помимо многочисленных крупных камней, по дорожным колеям текут ручьи. Повезло, что дождь прошел, когда нас тут не было. Сбрасываем высоту медленно и аккуратно.
Потихоньку жизнь начала налаживаться. Мы выехали из тучи, камней на дороге стало меньше, а уклон приятнее. Дело пошло быстрее.
Традиционно в наших походах во избежание тяжести в животе обеды представляют собой лаконичный перекус. Но в этом походе многим хотелось горячего чаю. Приходилось останавливаться минут на 30, разжигать горелку, кипятить воду и параллельно нарезать бутерброды с колбасой и сыром. Сегодняшний обед был организован на ручье с чистой водой, стекающем с гор ближе к концу спуска.
Пока отдыхали, наблюдали, как над той стороной ущелья нависла туча и идет дождь. Глобально нам вверх по ущелью по дороге. Там находится альплагерь Безенги и знаменитая Безенгийская стена. Несмотря на то, что мы заранее готовились посетить Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник и дистанционно оформили в него пропуска, сейчас ребята стали немного сомневаться из-за погоды, стоит туда ехать или нет. Не очень хотелось приехать в альплагерь, набрать лишние 700 метров в абсолюте на 17 км, и полюбоваться дождем и тучей вместо гор и ледников. Тем более, что это была радиалка.
В конце глобального спуска мы пересекли реку Черек Безенгийский по мосту и поехали в сторону погранзаставы. До альплагеря Безенги можно доехать так, просто предъявив паспорт РФ, а дальше, чтобы гулять по самому леднику, нужно уже быть фанатиком-альпинистом или горным туристом. И надо будет уже получать пропуска.
На погранзаставе переписали данные гражданских паспортов. А дальше неплохая грунтовая дорога пошла по ущелью «качелями» вверх/вниз, в целом набирая высоту.
Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник входит в высокогорную зону Большого Кавказа. Высшая точка заповедника — гора Дыхтау (5204 м.), самая низкая точка расположена на 1800 м над уровнем моря.
Главный Кавказский хребет здесь образует знаменитую «Безенгийскую стену», состоящую из вершин Гестола (4859 м.), Катынтау (4858,8 м.), Джангитау (5058 м.), Джангитау Восточная (5033 м.) и Шхара (5068 м.).
В заповеднике 256 ледников. Из них 194 имеют площадь более 10 га каждый.
Постоянными обитателями заповедника являются: кавказский тур, обыкновенная лисица, кабан, шакал, бурый медведь, Кавказский лесной кот, рысь, каменная и лесная куницы, горностай и ласка, алтайская белка, заяц-русак, соня-полчок, бурозубки, летучие мыши. Из птиц: беркут, черный гриф, бородач, белоголовый сип, могильник, сапсан, краснокрылый стенолаз, кавказский тетерев, кавказский улар.
Машин здесь практически нет. Местность приятная. У очередной калитки, преграждающей дорогу, у нас проверили пропуска в заповедник и спросили, ознакомились ли мы с правилами его посещения? Читать я, конечно, ничего не читала, но распечатки правил тем не менее лежали у меня в рюкзаке.
Едется хорошо, порой уклоны очень крутые, а иногда так вкусно пахнет травами.
Здесь очень живописно. Жаль, что погода так себе. Облачность низкая, периодически пытается идти дождь. В какой-то момент дорога пошла вдоль реки, а впереди, на склоне горы, показались строения альплагеря Безенги. Осталось немного.
Альплагерь превзошел все наши ожидания! Ночевка в палатке за 350 руб/чел с неограниченным горячим душем (если до тебя теплую воду никто не выльет). Что еще нужно для счастья!
Вечером сидим в кафешке в теплом помещении, заряжаем технику. По нескольку розеток у каждого столика. Для таких бомжей как мы все организовано.
Стемнело. Пошел противный моросящий дождь. Благо все вооружены дождевиками, и можно тусить на улице и не париться. Лелеем надежду, что завтра распогодится, и можно рано утром сходить посмотреть на ледник.
Ледника здесь два. По ближайшему можно гулять, не имея пропусков в погранзону, а вот на дальний, за которым Безенгийская стена, пропуска уже нужны. Сотрудники альплагеря сказали, что мы можем подойти по экотропам к языку ледника и посмотреть на него поближе. Для этого пропуска в погранзону не нужны. Так и решили поступить завтра, если с погодой повезет.
День 6. (16 июня)
альплагерь Безенги – пер.Кышлык (2512 м) – под пер.Актопрак.
63,1 км, набор 1825 м, трек:
План был такой: я встаю, как обычно, в 5 утра, оцениваю обстановку в плане погоды и видимости. Если все хорошо, то поднимаю остальных, и мы бежим по экотропам на ледник.
Вечером шел дождь, который, к счастью, быстро кончился, и можно было смело выходить ночью в туалет 😊
Я проснулась. Дождя нет, но низкая облачность, и ничего не видно. Будить ребят я, естественно, не стала, и они проспали до стандартных шести утра.
Собирались долго, тупили, ходили в магазин и в кафе. Кстати, магазинчик тут неплохой. Цены демократичные и, что называется, все есть, даже гречка в пакетиках поштучно и носовые платочки.
Пока готовили завтрак у палаток на горелке, опять пошел дождь. Группа людей в одинаковых дождевиках с капюшонами смотрится со стороны настоящими сектантами))))
Перед выездом поднялись на соседний холм, откуда уже стало видно нижнюю часть серого открытого ледника с камнями. Зрелище так себе. Ничего особенного. Идти туда мы не стали, зато полетали на коптере. Над ледником нависала знаменитая Безенгийская стена. Жаль, что мы ее так и не увидели.
Безенгийская стена — 13-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского (Водораздельного) хребта. Над ледником Безенги, образуя «стену», с запада на восток стоят вершины: Ляльвер (4355,0 м), Пик Есенина (4346,3 м), Гестола (4859,9 м), Катын-Тау (4979,0 м), Пик 4859, Джангитау Западная (5058,8), Джангитау Главная (5085 м), Джангитау Восточная (5033,6 м), Пик Шота Руставели (~4900 м), Шхара Западная (5068,8 м), Шхара Главная (5193,2 м), Шхара Восточная (4866,5 м).
По Безенгийской стене проложены траверсы 5Б и 6А категории сложности.
На всей это тупежке мы потеряли много времени, хотя по идее сегодня не матрасный день.
Скатились вниз в село Безенги через кордон заповедника и погранзаставу. В селе работало несколько магазинов, в которых закупились на ужин и завтрак.
Подъем на первый на сегодня перевал начался в этом селе, и мы сразу же поехали круто вверх, быстро набирая высоту. Дорога хорошая. Мимо нас периодически проезжают машины. Туристы и местные едут на смотровую на скалу, называемую по аналогии с Норвегией «язык Тролля».
Плоский камень на высоте 1700 м выступал над пропастью. С одной стороны сюда с парковки вела тропа, а с другой практически до конца подходила дорога. Не проезжайте мимо! Обязательно прогуляйтесь и пофоткайтесь. Тут красиво!
1/3 абсолютного набора высоты мы уже преодолели. Вскоре после языка Тролля серпантин стал более крутым. Пошли местами пешком.
Мы в облаке. Чем ближе к перевалу, тем сильнее дует ветер, что логично. Пошел дождь. Идти в дождевиках жарко, поэтому просто накидываем их себе на плечи, а рукава завязываем узлом на груди. Так в молоке под дождем зашли на перевал Кышлык (2512 м). Перед спуском быстренько влезли в дождевики.
Спуск очень грязный, часто возит в колеях. Скользко. Вначале к тому же сильно каменисто.
Последней ехать вообще стремно, потому что до тебя уже развезли дорогу. Сбрасываем круто и из соображений безопасности частично пешком. На подъеме из-за дождя и ветра было не до обеда, но на спуске мы остановились у первого же ручья и устроили перекус из бутеров без чая буквально минут на 10.
Туча зависла над горами, а чуть ниже ее нашим взорам открылась панорама красивой зеленой долины и скального массива на противоположной ее стороне. Грязевой спуск настолько головокружительный, что у нескольких человек в процессе его закончились колодки. У Вани криво вставшие колодки погнули тормозной диск, а у меня опять его истончили. На будущее в такие походы обязательно стоит брать в ремнабор на группу запасные тормозные диски и кучу запасных пар колодок в личку.
В конце спуска мы переехали на ту сторону реки, где была небольшая населенка с магазином-палаточкой. Кола, пирожки и чипсы. Хорошо, что мы купили еду на ужин и завтрак в Безенгах.
Долина красивая. Такие скалы вокруг! Сзади нас голубое небо, а нам туда, где черная туча. Не все коту масленица. Должно же когда-то не повезти с погодой.
Сбрасываем еще 300 метров по красивому ущелью вдоль реки. Грейдер с лужами. Идет дождь. Из-под колес летит всякая грязь. Опять промокли ноги. Вот блин!
Остановились на повороте на второй на сегодня перевал. Перед нами неплохая грунтовка. Дождь то идет, то не идет. Пока едем в подъем тепло. Скоро закат, и пора бы уже искать место ночевки.
Основная проблема, что вода в ручьях, которые мы пересекает, мутная и серого цвета. Это из-за дождей.
По плану мы должны были вставать после перевала, но не дотянули до него буквально метров 200 набора, так как закончилось светлое время, а спускаться с перевала по темноте – дело небезопасное.
Приняли волевое решение вставать раньше перевала на боковом ответвлении едва видимой дороги. Главное, что здесь ровно. Влад нашел чуть выше дороги ручеек-родник с чистой водой, съездил туда и набрал воды в бутылки. Место уютное, с дороги наш лагерь практически не видно. Метрах в 20 ниже по склону течет речушка с мутной после дождей водой.
Дождь то идет, то не идет. Залезаю в палатку и пишу отчет, чтобы не намочить бумагу.
День 7. (17 июня)
пер.Актопрак (1942 м) – пер.Джаурген (2804 м) – пер.Шаукол (2927 м) – р.Шаукам.
67,5 км, набор 1971 м, трек:
Место ночевки внезапно получилось хорошее. Здесь как-то уютно что ли. Единственный минус, что после дождей вода в реке мутная, и за чистой водой нужно было съездить.
Вечером шел дождь. С утра проснулись в облаке. Зато тепло. Отставание от графика небольшое. Сейчас нам нужно набрать оставшиеся 250 метров запланированного на вчера перевала Актопрак (1942 м). Со свежими силами едется легко, да и дорога хорошая. Пожалуй, на подъеме больше подходящих мест для ночевки мы не увидели.
Спуск с перевала также оказался плавным. Лайт вариант для тормозов. Качусь вниз и стараюсь углядеть, где здесь можно встать на ночевку, чтобы потом написать об этом в отчете. Одно место у реки казалось на первый взгляд подходящим, но наверняка были и еще.
Скатились до асфальта, который представлял собой шоссе, ведущее в Тырныауз и дальше в Терскол. Ехать по нему до города совсем недалеко, плавно набирая высоту. На въезде в город две заправки. В одной нам согласились налить бензина в пластиковую бутылку. Крутим в центр города к Магниту закупаться на два ужина и два завтрака. Напротив него хорошая кафешка с готовой едой, и мы быстро, но плотно, пообедали.
Тырныауз — расположен в горной части республики, на высоте более 1300 метров над уровнем моря, и является одним из наиболее высоко расположенных городов России. Весь город расположен в долине Баксанского ущелья.
Недра территории городского поселения богаты месторождениями вольфрама, молибдена, строительного гипса, различного вида мрамора (в том числе чёрного), высокопрочных гранитогнейсов, облицовочных гранитов, талька, полевошпатного сырья, кровельных сланцев, аплита (фарфорового камня), аргаллитовых глин, извести и других полезных ископаемых. Объём рентабельных запасов Тырныаузского месторождения может обеспечить до одной трети потребности экономики Российской Федерации в вольфрамо-молибденовом сырье.
Впереди бездуховный перевал. Его видно из города. Такая стеночка с нарезанным на ней серпантином, по которому туда-сюда курсируют самосвалы. Дорогу строят для добычи хром-молибдена, штука недешевая. Крутить в подъем по узкой, местами грязной, местами пыльной дороге с самосвалами, естественно, никто не захотел. Да и набирать 3 км за день тоже.
Мы подъехали к началу дороги и договорились с водителем пустого самосвала, чтобы он подбросил нас наверх. Мужчина охотно довез нас чуть выше, чем ему самому нужно было.
Мы выгрузились на высоте 2200 метров на развилке у указателя «Джилы-Су стрелочка направо» и покрутили дальше в подъем. Пока ехали в кабине самосвала, я достала чтиво с профилями высот и оценила предстоящий на сегодня объем работы. Нам нужно взять перевал Джаурген (2804 м), потом сбросить до 2300 м, взять второй перевал Шаукол (2927 м) и снова сбросить. Короче пилить и пилить.
Выгружались из машины уже в облаке. Так дальше и едем в молоке. Дорога в хорошем состоянии, самосвалы здесь не ездят. Иногда как-то тяжко из-за большого уклона. К тому же и очень холодно, ниже +10С. На вершине перевала на дороге, прилипнув к склону, лежал спрессованный нерастаявший снег. Таких мест здесь много.
На подъеме еще и шел дождь, но, слава Богу, к спуску он прекратился. Тем не менее ноги и руки сильно замерзли.
После спуска дорога плавно пошла на подъем по красивой дикой долине. Места здесь супер! Но счастье было недолгим. Крутой подъем, опять камни на дороге. Ехать тяжело. В основном все катят велосипеды. Да и дышится не очень. Высота перевала 2927 м.
Поскольку скоро закат, приходится поторопиться. В начале пологого спуска ненадолго выскочили из облака. Какие же здесь дикие красивые места!
Закат. Долина красивая. Ущелье дикое, внизу течет река. Пастбище, большая собака, пастух. Решили проехать мимо поискать независимый источник воды, чтобы не пить из той же реки, где пасут скот. Пролетели все хорошие места, а дальше оказалось еще одно пастбище с волкодавами, голов так на тысячу овец или коз. Вот блин! Теперь стоять на этой реке уж точно не хочется!
Скатились чуть вниз и встали над дорогой на более или менее ровной площадке. Воду на готовку берем в ручье, стекающем с гор недалеко отсюда. Пришлось пару раз съездить.
Что-то вечером холодно. Да и местность здесь существенно холоднее, скорее всего потому что рядом большой холодильник в виде Эльбруса.
Навигатор показал, что минимальная температура в течение суток составила 4,6С, а сейчас 7,4С. От дыхания идет пар.
День 8. (18 июня)
р.Шаукам – пер.Бересун (2481 м) – г.Большой Бермамыт.
56,5 км, набор 1821 м, трек:
Ночью был дубак. Небо прояснилось, а под утро еще с гор подул ветерок. В 5 утра стучу зубами.
День начался сразу с набора 200 метров. Перевал Бересун (2481 м). Выныриваем из-за поворота, и вот он – красавчик Эльбрус немного прячется за облаками. Вершины не видно, но склоны есть. Быстро скатились до асфальта, немного по нему и поворот на смотровую над ущельем реки Малка, где мы полетали на коптере. Вернулись обратно на асфальт и поехали к водопадам и минеральным источникам нарзанам. Для автомобилей это тупик, а выезд в обратную сторону через асфальтовый перевал.
Водопады, горячие источники и купели активно осматривают толпы туристов. Температура нарзанов, наверное, максимум 20С. На вкус они немного странные.
Вверху виднеется наша дорога, идущая траверсом склона. По ней ездят машины. Набирать всего 400 м.
Здесь наша группа разделилась. Кто-то захотел ехать дальше через поляну Эммануэля, а кто-то вернуться назад и заехать на перевал асфальтом. И то, и другое не возбранялось.
Поскольку я была в первой группе, то описываю этот путь.
Чтобы перейти на ту сторону к водопадам, нужно было преодолеть категорийное препятствие из мостика через реку Малка, представляющего собой две параллельно закрепленные по обеим берегам небольшие доски. С гружеными велосипедами это было настоящее шоу для праздной публики. Закатывая вдвоем, а то и втроем один велосипед, ребята радостно кричали «Велокураж!».
После мостика чуть вверх, буквально метров 20 по пешей тропе с элементами скалолазания, а дальше эта же тропа пошла относительно полого. На ней даже не было больших камней, так что больше тягать велики и не пришлось. Ваня местами даже ехал в седле.
Довольно быстро мы дошли до дороги, где ездят джипы, и только остановились передохнуть, как тут же набежала куча сусликов. Они прямо ручные. Прибегают, клянчат пищу и едят практически из рук. Стремно здесь оставлять велики без присмотра. Голодные суслики разберут по частям)))
Пришлось идти по пешеходным трекам гулять по очереди. Чуть ниже был природный мост и вид на ущелье. Это маленькая пешая радиалка, а дальше, до вершины нашего перевала, уже шла видовая дорога, сначала круто, а потом плавным приятным серпантином. В ясную погоду отсюда, должно быть, открывается обалденный вид на Эльбрус. Жаль, что сегодня он прячется за облаками.
Заехали на вершину и спустились чуть вниз по тропе. С небольшого выступа на склоне горы открывался вид на всю долину и два водопада далеко внизу. Это долина нарзанов, откуда мы только что приехали. Внизу также виден асфальтовый серпантин, по которому ехала часть нашей группы.
Если вы полны сил и энергии, и у вас много времени, то однозначно езжайте по грунтам как мы. За исключением первых 25-ти метров это отличный велосипедный трек!
Скатились по грунтам на шоссе и полетели дальше в спуск. Начался крупный дождь, который больно бился. Это был град. Пришлось одеть дождевики для согрева и амортизации ударов.
Но асфальтовое счастье было недолгим. Практически сразу своротка на грязные грунты, которые были размешены копытными. У реки Харбас нас ждал нежданчик в виде трех довольно жестких бродов. В обычное время они не представляют трудности, но после дождей воды было значительно больше обычного. Я побаивалась, что меня смоет. Проходя первый брод, мы увидели вторую часть группы, которая в этот момент переходила ту же самую реку в третий раз. Ребята нас не видели, и нам пришлось ускориться. Я даже переехала второй брод на спине у Игоря, чтобы не разуваться.
Собравшись вместе после третьего брода, мы дружно устроили обеденный перекус. Объем работы на сегодня – залезть на плато Бечасын и проехать по нему как минимум до г. Бермамыт. Скотопрогонная дорога очень грязная, а тут еще и набор 350 м. Большую часть пешком, но мы справились.
Вылезли на плато. Чуть вверх, чуть вниз. Едется легко. Вот только погода начала портиться. Видно, что на нас надвигается фронт. Подул неприятный ветерок, а вскоре пошел дождь. Едем в дождевиках. Благо есть дождевики и резиновые перчатки, в которых тепло и хорошо.
Дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Большие лужи после дождя, которые надо объезжать, грязь, песок.
К счастью, вскоре жизнь начала налаживаться. Ветер прекратился, а затем и дождь. Распогоживается. Стало видно малый, а вслед за ним и большой Бермамыт. Выглянула радуга. Волшебно.
По плато Бечасын ехалось легко, а вот к Бермамытам пошел подъем. У многих блокировало цепь от песка, и крутить на первой звезде не получалось. А так, очень красивое место! Уезжать отсюда не хотелось, поэтому приняли решение встать на перевале, набрав последние метры подъема.
Завтра ни свет, ни заря хотим сбегать на смотровые полюбоваться Эльбрусом. В Кисловодск мы еще успеем. Главное, чтобы с утра погода была хорошей.
Когда стемнело, откуда-то снизу по дороге из Кисловодска приехал джип. Водитель вышел из машины и стал спрашивать нас, какая из трех грязных дорог лучше проезжаема. Людям нужно было добраться до вершины Большого Бермамыта. Мы ответили, что приехали с другой стороны и на вершине еще не были, планируем завтра утром и посоветовать соответственно ничего не можем.
Водитель залез в джип и стал с большим трудом и ревом двигателя штурмовать первую попавшуюся колею. Ненормальный какой-то. Машина застряла на середине подъема.
Через какое-то время история повторилась. Подъехала машина, из нее вышел водитель посоветоваться с нами и поехал составлять компанию предыдущей машине, также застряв на середине склона.
Что-то странное происходит... Машины ночью в горах в темноте штурмуют склон независимо друг от друга. Главное, чтобы нас тут не переехали.
День 9. (19 июня)
г.Большой Бермамыт – Кисловодск.
48,9 км, набор 405 м, трек:
Сегодня последний день похода. Наконец-то закончится это издевательство над организмом! 😊 Вчера мы встали практически на перевале. Благо здесь не ветрено и вода есть. Чуть ниже нас по склону бил ручеек.
По плану ехать до Кисловодска что-то около 40 км, а с утра еще хотелось сходить на вершину Большого Бермамыта на смотровые. Проснулись в 4, высунули нос из палатки, а там стоит красавец Эльбрус, подпрыгнули и без завтрака побежали пешком на обрывы. Идти около 1,3 км с набором 100 метров. Ни о чем.
Пока шли, восходящее солнце на наших глаза осветило нежно-розовым светом снежную шапку Эльбруса. Фантастика!
На вершине оказалось неожиданно много людей. Видимо, приехавших сюда вчера смотреть восход солнца с видом на Эльбрус. История с джипами начала проясняться 😊
Небо абсолютно чистое. Виден не только Эльбрус, но и все заснеженные пики вокруг него. По сравнению с Эльбрусом, они кажутся крошечными.
Пофоткали портреты и пейзажи. На обрывах были не только неработающие сейчас палаточки, но и пара домиков с панорамными окнами. Скорее всего, это гостишки, в которых можно было заночевать, заплатив предположительно приличную сумму денег.
Мы бы потусили на смотровых подольше, но надо спешить. До Кисловодска еще ехать и ехать, а электричка до Минеральных Вод в 10:45 или 11:30.
По-быстрому спустились в наш лагерь, позавтракали, собрались и покатили вниз. Мы думали быстро скатиться в Кисловодск, но не тут-то было. Все те машины, которые сейчас наверху, размесили нашу дорогу после вчерашнего дождя. Дорога была не одна, а их периодически было три и более. Очевидно, водители пытались объезжать гряземес. Ребята недоумевали, какой кайф ездить по такой дороге на машине и портить себе же жизнь?!
Прямо перед выездом с места стоянки нас накрыла туча, и погода резко изменилась. И снова мы в молоке куда-то едем в тумане. Даже были моменты, когда ребята боялись потерять друг друга.
Проясняется. Гряземес, конечно, знатный. В защиту скажу, что в отличие от последнего дня на Алтае, тут хотя бы колеса не блокирует. Местами скользко, но все едется.
Вначале пологий спуск перешел в небольшой подъемчик. Ух, как тяжело ехать вверх на тяжелом велике с прилипшей грязью.
Наконец-то спуск! Грязевые дороги уходили на асфальт, но во избежание лишнего набора высоты нам туда не надо.
Вместо асфальтового подъема выбрали грунтовый спуск. Наконец-то жизнь наладилась. По такой поверхности ехалось значительно быстрее. Грязь так не налипала на колеса.
Спуск стал более крутым. Родные березки и сосны! Едем по лесу по крутому каменистому серпантину. Резина, забитая грязью, держит плохо. Да и с колодками/дисками в этом походе проблемы практически у всех.
У необычного источника было запланировано место последней ночевки. Чистая, как будто минеральная вода текла с пригорка. Много времени рассматривать источник у нас не было, но в целом место нормальное для ночевки. Чтобы отмыть ботинки от слоя грязи, мы радостно залезли в речушку, которую нужно было переезжать.
Дальше по треку – довольно широкое Березовское ущелье с красивыми скалами. По ущелью течет река, а дорога пересекает ее много-много раз. Я сбилась со счета запоминать количество бродов, практически все из которых проезжались в седле. Эти броды после недавней грязи воспринимались как очистительные процедуры для души, ног и велосипеда.
В целом ущелье очень приятное, а главное едется быстро и на спуск.
Ближе к Кисловодску на встречу стали появляться праздно гуляющие люди. Мы уже близко. Начались какие-то строения и вот, как по волшебству, асфальт, мостик через речку и практически центр города Кисловодска. Феерично.
До электрички не так много времени, а надо еще купить еду, пищевую пленку для упаковки велосипедов на обратный путь, попить нарзанов и заехать на мойку помыть велосипеды.
Как оказалось после, велосипеды можно было помыть в Минеральных Водах на мойке самообслуживания по пути в аэропорт. Так даже лучше.
Мин Воды – это сейчас ближайший функционирующий аэропорт к Краснодарскому краю и Крыму, и он мега загружен. Таких толп на вход в аэропорт я давно не видела)))))
Летим домой немного уставшие. Поход получился очень насыщенным, особенно под конец. Еще бы денек отдохнуть, погулять по Кисловодску, и было бы супер. А так завтра с выпученными глазами на работу(((
Фотографии:
Фотоальбом на Google Фото.
Видео:
Видео на YouTube.
Бюджет похода и основные траты:
Авиабилеты S7 Москва – Владикавказ, Минеральные Воды – Москва – 11950 руб/чел.
Проброска на Спринтере аэропорт Владикавказ (Беслан) – начало Кармадонского ущелья – 4000 руб/машина.
Входной билет в город мертвых – 100 руб/чел.
Ночевка в палатке на территории альплагеря Безенги – 350 руб/чел.
Частичный заезд на самосвале на перевал после Тырныауза – 2000 руб/машина.
Пропуск в заповедник Безенги – 150 руб/чел.
Общественные траты – 3150 руб/чел.
Личные траты – 3500 руб/чел.
Итого: 18600 руб/чел.
Впечатления и итоги:
Коротко о походе.
С погодой нам повезло, хотя прогноз был ужасный. Бывало такое, что лило в соседних ущельях, а у нас только зарницы сверкали. Тем не менее не могу рекомендовать ездить на Кавказ в июне. Дождь, может, и не так обидно, как отсутствие хорошей видимости.
В целом маршрут отличный. Таскать велик не надо, максимум иногда погулять с ним пешком, когда становится лень упираться в подъемы и хочется размять булки))))
Поход спортивный. Для его комфортного успешного прохождения нужно или побольше времени, или примерно такая же, как у нашей группы, хорошая физическая подготовка и техническое оснащение участников.
Достойная альтернатива зарубежному отдыху на велосипеде 😊
Список литературы и полезные ссылки:
1) Отчет о велопоходе по Кавказу Сергея Шонина, октябрь 2021 г.
2) Отчет о велопоходе по Кавказу Игоря Томаса, сентябрь 2020 г.
3) Отчет о велопоходе по Кавказу Дмитрия Шкляренко, июль 2021 г.
4) Отчет о велопоходе по Кавказу Галины Юрасовой, июль 2019 г.