Держи забрало

Фон: светлый/темный     На главную     О нас     29er     Контакты

Отчеты о велопоходах


ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО ЛАОСУ.


Сроки проведения: 6 – 19 января 2019 года.


Нитка маршрута: Бангкок – проброска на автобусе – Нонг Кхай – граница Таиланд-Лаос – Вьентьян – нац.парк Phou Khao Khouay – вдхр.Нэм Нгам – Ванг Виенг – Каси – р.Меконг – Луангпхабанг – Нам Бак – Муанг Кхуа – граница Лаос-Вьетнам – Дьенбьенфу – проброска на автобусе – Ханой.


Дополнительная экскурсионная часть: Ханой – проброска на автобусе – Бай Чай – бухта Халонг – Бай Чай – проброска на автобусе – Ханой.




Оглавление:

Вступление. Планирование маршрута

Полезная информация

Участники. График движения

Дни перелетов (4-5 января)

День 1 (6 января)

День 2 (7 января)

День 3 (8 января)

День 4 (9 января)

День 5 (10 января)

День 6 (11 января)

День 7 (12 января)

День 8 (13 января)

День 9 (14 января)

День 10 (15 января)

День 11 (16 января)

День 12 (17 января)

День 13 (18 января)

День 14 (19 января)

Фото, бюджет

Заключение. Полезные ссылки


На правах вступления:

Я прошу вас читать описание этого похода по дням только в том случае, если вы действительно собираетесь поехать в Лаос. Текст специально написан крайне сухо, без эмоциональной окраски, и минимально пропущен «через себя». Связано это с тем, что я проехала поход в эмоциональном состоянии тяжелой обиды, которая периодически хватала через память за душу и тянула прямо в ад. Ощущение было именно такое. Да, я интуитивно делала правильные психологические техники по прощению, но тогда еще не знала, что у человека нет собственных сил убрать тяжелый камень из сердца.

Чтобы получить представление о походе, достаточно будет просто ознакомиться с треками, полезной информацией и выводами.


Основная идея похода и планирование маршрута:

На тот момент, когда мы брали авиабилеты, у нас еще не было четкого понимания, что именно мы хотим проехать. Взяли билеты туда в Бангкок (Таиланд), а обратно из Ханоя (Вьетнам). Получался выбор из Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Камбоджи. Но надо было делать выбор, так как проехать все невозможно из-за большого километража и довольно малого количества ходовых дней. Изучив варианты, мы решили остановиться на Лаосе. Меньшая плотность населения и развитость, больше нетронутой природы, наличие грунтов.

За основу был взят отчет Светланы Глушковой: Велопоход "Лаос - Вьетнам. Непридуманная жизнь". Но маршрут мы существенно переделали. Убрав, на сколько это можно, асфальт, и заменив его грунтами.

Добавили довольно протяженный участок по национальному парку Phou Khao Khouay. Списывались с этим нац.парком, чтобы узнать разрешен ли там в принципе проезд, информации по нему очень мало, а велоотчеты и вовсе отсутствуют. Забегая вперед, скажу, что никаких проблем с этим нац.парком у нас не возникло.

Также мы добавили грунтовые участки вдоль реки Меконг и красивую дорогу по горам Нам Бак – Муанг Кхуа.

В случае наличия свободного времени, в конце похода, уже по приезду во Вьетнам, мы хотели еще съездить в бухту Халонг, которая включена в ЮНЕСКО. Посмотреть острова, скалы, пещеры. Это уже за рамками велопохода.


Полезная информация:


Высокий сезон. Температура, осадки. Одежда и снаряжение:

Устроить велопоход по юго-восточной Азии на новый год – довольно логичная идея. Поменять холод и серость на тепло и солнце. Погода в Лаосе зимой наиболее приятна для жителя средней европейской полосы. Средняя температура января днем колеблется от +15°С до +23°С. То что нужно для комфортного вкручивания.

С погодой нам сильно повезло. Дождь был пару раз днем, один раз ночью. При этом тепло, поэтому он не вызывает особого дискомфорта. Можно не брать серьезные куртки и штаны для защиты от дождя, а ограничиться дождевиками.

В поход мы брали легкие пенки и летние спальники. Большего не надо. Но стоит взять с собой на всякий случай теплые вещи и дождевики.


Перелет:

Четверо участников добирались тремя разными способами)))

Игорь и я летели авиакомпанией Air China. Туда: Москва – Пекин – Бангкок, обратно: Ханой – Пекин – Москва. Велосипеды провозятся бесплатно, и разрешен провоз аж двух единиц багажа до 23 кг каждый. Можно не запихивать все внутрь разобранных велосипедов, а сдать отдельно еще рюкзак со снарягой. Аэропорт Пекина, где у нас был транзит, несмотря на второе место по пассажиропотоку в мире, показался довольно тихим и безлюдным. Мы без проблем нашли закуток с лавочками, где никого не было. Также в аэропорту есть автоматы с бесплатной горячей и холодной водой, что очень удобно.

Андрей Умнов (Чинги) летел Катарскими авиалиниями с пересадкой в Дохе. Велосипед – бесплатно, если это единственный багаж, и он менее 30 кг весом. На обратном пути, в аэропорту Ханоя, его заставили замотать велосипед в чехле стретч пленкой.

Андрей Андреев летел из Новосибирска в Бангкок прямым рейсом S7, а из Ханоя обратно в Новосибирск с пересадкой в Бангкоке. Первый сегмент при этом выполняли Vietnam Airlines, а второй S7. S7 перевозит велосипед бесплатно, если это единственный багаж, габариты меньше 203 см по сумме трех измерений и вес меньше 23 кг. Главное – не брать самый дешевый тариф, который без багажа.


Визы в Таиланд, Лаос и Вьетнам для граждан РФ в 2019 году:

Никакие визы мы заранее не оформляли. На границах шлепали штампы в паспорта и пропускали дальше.

Российским туристам, желающим увидеть достопримечательности Таиланда, виза на срок пребывания в стране (не превышающий 30 дней) не требуется.

В Лаосе гражданам РФ можно пребывать без визы 30 дней.

Если вы едете во Вьетнам на срок 15 дней или меньше, виза в этом случае не нужна. Вместо нее по прилету туристу оформляют въездное разрешение на 15 суток.

Мы дважды пересекали границы по автомобильным погранпереходам. Из Таиланда в Лаос, и из Лаоса во Вьетнам. Проблем нигде не было. Более того, по работе пограничников и виду самих КПП, складывается ощущение, что это просто какая-то формальность.

Также была информация, что на переходе из Лаоса во Вьетнам лаосские пограничники могут под каким-то предлогом требовать деньги, но у нас все было тихо и спокойно.

Заранее внимательно узнавайте по поводу работы международных пунктов пересечения границ! Правила могут поменяться и вас просто не пропустят дальше.


Деньги:

Бат – денежная единица Таиланда. Примерно 1 бат = 2,1 рубля.

Кип — денежная единица Лаоса. 1 кип = 0,007 рубля или 1000 кип = 7 рублей.

Донг – денежная единица Вьетнама. 1 донг = 0,0027 рубля или 1000 донгов = 2,7 рублей.

С собой из Москвы мы брали доллары. На тайские баты мы деньги не меняли, кроме Андрея Умнова. Он прилетел в Бангкок на день раньше остальных, и ему действительно необходимы были баты. Также он купил на всех билеты на автобус из Бангкока в Нонг Кхай, который на самой границе с Лаосом.

На Лаосские кипы мы меняли деньги сначала в обменнике Вьентьяна (столица Лаоса) в первый день похода. А потом еще и в Луангпхабанге.

Оставшиеся кипы и частично доллары мы поменяли уже в конце похода в вьетнамском Дьенбьенфу на донги.


Заброска-выброска:

Несмотря на то, что наш поход проходил по Лаосу, начинался он в Таиланде, в приграничном с Лаосом городе Нонг Кхай, а заканчивался во вьетнамском городе Дьенбьенфу, в 35 км от границы с Лаосом.

Поэтому в начале похода у нас была автобусная заброска из Бангкока в Нонг Кхай. В 3 км от пассажирского терминала аэропорта Суварнабхуми (главный аэропорт Бангкока) находится Public Transport Center, где есть автовокзал, от которого отправляются автобусы в Бангкок и другие города Тайланда. Чтобы добраться до автовокзала надо сесть на бесплатный шаттл-бас в сторону Public Transport Center, который отъезжает на 1 этаже аэропорта (выход 1 и 10), на 2 этаже (выход 5) и на 4 этаже (выход 5). Автобус №825 в Нонг Кхай отправляется от автовокзала раз в сутки в 21:00. Билет стоит 428 бат/чел (900 рублей). Идет всю ночь. За велосипеды ничего не платили, они были разобранные и упакованные еще с перелета. Также в Нонг Кхай можно добраться на поезде, но для этого придется ехать из аэропорта в сам Бангкок, что не очень удобно.

Выброска у нас была во Вьетнаме. Из Дьенбьенфу в Ханой. Автобусы ходят часто. Мы ехали на ночном с лежачими местами. В Ханой прибывает рано утром. Билеты стоили 340 000 донг/чел (около 920 руб), еще 350 000 донг с четверых мы отдали за велосипеды.


Бухта Халонг:

После велопохода, приехав в Ханой, мы собирались посетить еще бухту Халонг – популярное туристическое место, уникальный природный памятник и один из символов Вьетнама, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Бухта включает в себя более 3000 островов, а также небольшие скалы, утёсы и пещеры. Площадь её составляет 1553 км². Бывают морские круизы на один, два и три дня. Как правило, желающие заранее покупают путевку в Старом городе Ханоя, рано утром едут из Ханоя в Бай Чай, где грузятся на корабли.

Из-за довольно ограниченного свободного времени и невозможности заранее купить тур, мы сделали немного по-другому. Рано утром, приехав из Дьенбьенфу в Ханой, мы сразу же на этом автовокзале купили билеты и запрыгнули на автобус в Бай Чай. Обошлись билеты нам в 120 000 донг/чел (325 руб), еще столько же взяли за велосипеды. Своим ходом докрутили до острова Туанчау, где, объездив все турагентства, нашли самое дешевое предложение в 85$/чел за двухдневный тур. Правда, по факту, это не два дня, а одни сутки. Около 12:00 мы отчалили, а на следующий день также ближе к 12:00 приплыли обратно. В стоимость входит и питание, и посещение достопримечательностей. У нас это были: пещера Хан Сунг Сот, остров Титова, морской каякинг и жемчужная ферма. Обратно добирались также с автовокзала Бай Чай сразу в аэропорт, без заезда в Ханой. Билеты стоили 100 000 донг/чел (270 руб) и еще столько же за велосипеды. Автобус, как нас заверяли в кассе, должен был проходить через аэропорт Ханоя. На самом деле он ехал мимо, но мы были начеку, тормознули его в нужный момент и докрутили 4 км в аэропорт самостоятельно.


Бензин:

Мы брали с собой бензиновую горелку Чинги. Конечно, пару раз чуть опять не остались без еды, но все обошлось)))) Бензин без проблем заливали на заправках в пластиковую бутылку.


Дороги:

По Таиланду мы, можно сказать, что и не ехали. Только по пограничному городу Нонг Кхай. Поэтому ничего сказать про дороги не можем, кроме того, что движение в Таиланде левостороннее.

Лаос – сельскохозяйственная страна. Здесь много второстепенных хороших грунтовых дорог. Так сказать, есть, где с размахом прокатиться на велосипеде. А вот главное шоссе, идущее с юга на север, крайне загруженное, пыльное и неприятное для езды. Лучше по максимуму его избегать. В этом походе у нас было несколько первопрохождений. Одно из них – дикое ущелье с бурной рекой, заканчивающееся тупиковой дорогой у дамбы водохранилища Нэм Нгам. Всем очень советуем обязательно прокатиться по нему. Место супер.

А вот дороги Вьетнама нам не понравились. После тихих спокойных дорог Лаоса мы сразу попали в ад. Очень много мопедов, машин и людей. Кругом какие-то предприятия, засеянные поля или сплошная населенка. Хорошо, что по Вьетнаму мы ехали всего 35 км.


Ночевки:

Ехать в Лаос без палаток не советуем. Если сильно постараться, то, конечно, можно найти, где заночевать в населенке, но нужны ли вам такие трудности на ровном месте? А так природа, свобода, и ни от кого не зависишь.


Участники похода:


Игорь Величкин

Андрей Умнов (Чинги)

Андрей Андреев

Наталья Орочко

График прохождения маршрута по дням:


день дата км набор сброс маршрут трек асфальт грейдер, грунт пешком без велов
1 06.01.вс. 72,7 459 446 Нонг Кхай - р.Нам Нгам https://www.gpsies.com/map.do?fileId=qidkhsaqmgyrrvxg 64,9 6,5 1,3
2 07.01.пн. 69,8 1278 1085 р.Нам Нгам - Nam Leuk Reservoir https://www.gpsies.com/map.do?fileId=wohdjmlqxdjfnrqr 21,9 47,9
3 08.01.вт. 86 2176 2045 Nam Leuk Reservoir - р.Нам Бак https://www.gpsies.com/map.do?fileId=lfrnsgmlpguvyqcf 55,1 30,9
4 09.01.ср. 71,1 1815 2087 р.Нам Бак - Houay Sy https://www.gpsies.com/map.do?fileId=feklzpkiiabttbof 46,3 24,8
5 10.01.чт. 68,6 858 786 Houay Sy - Phathang https://www.gpsies.com/map.do?fileId=fnngvfckiqoruyht 53,3 13,4 1,9
6 11.01.пт. 62,6 1127 765 Phathang - Ban Thong Muead https://www.gpsies.com/map.do?fileId=iecfxqmyfeqrpiaw 62,6
38,9 746 1913 пер.1906 - Phanip https://www.gpsies.com/map.do?fileId=khfsmzpymsuzcwip 37,2 1,7
7 12.01.сб. 88,4 1190 1507 Phanip - Naxao https://www.gpsies.com/map.do?fileId=ochjtghfgahoyypv 34,4 51,3 2,7
8 13.01.вс. 69,3 1329 1087 Naxao - Hatya https://www.gpsies.com/map.do?fileId=sadyueasitvivkkg 37,6 30,4 1,3
9 14.01.пн. 88,5 1524 1734 Hatya - Thagnou https://www.gpsies.com/map.do?fileId=eyivtvgphygrgcuq 21,6 66,9
10 15.01.вт. 76,7 1981 1279 Thagnou - Ban Kounglit https://www.gpsies.com/map.do?fileId=igrawpmplywqggzf 19,9 56,8
11 16.01.ср. 31 616 1292 Ban Kounglit - Phia https://www.gpsies.com/map.do?fileId=bjfezrsrjbhxtzaf 9,8 21,2
22,3 256 733 Muang Mai - Sophoun https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uscstzzuvpcppifs 21,5 0,8
12 17.01.чт. 67,7 1373 1305 Sophoun - Dien Bien Phu https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uilsdopzetreembb 67,4 0,3
913,6 16728 18064 ИТОГО: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=panwrteytjvktpkk 553,5 352,9 7,2



Дни перелетов. (4-5 января)

Летим из Москвы в Бангкок через Пекин авиакомпанией Air China. У них разрешено бесплатно провезти две единицы багажа. Велосипед входит в норму. Перелет прошел без задержек. Стыковка 6 часов в Китае в городе Пекин. Аэропорт большой. Играет приятная классическая музыка. Есть кулеры с горячей и холодной водой, которую мы залили в гидраторы. На первое время хватит.

Границу с Таиландом прошли быстро и без проблем. Получили велосипеды и дождались Андрея из Новосибирска. Сейчас нам нужно сразу ехать в Нонг Кхай на автобусе, который отправляется с Public Transport Center в трех километрах от аэропорта. На автовокзал из аэропорта ходит бесплатный shuttle bus. Ехать минут 10, ждать тоже.

Другой Андрей (Чинги), который прилетел в Бангкок на день раньше остальных, приехал на автовокзал раньше нас, чтобы наверняка купить на всех билеты, и ждал нас там. Автобус полупустой. Кресла откидываются почти что до лежачего положения. В автобусе нам раздали по бутылке воды и упаковке вафель.

Отправились в 21:00.



День 1. (6 января)

72,7 км, набор 459 м, трек:

Мы прибыли на конечную станцию в Нонг Кхае примерно в 7 утра, прямо на автовокзале часа за два собрали велосипеды до боевого состояния и тронулись в путь.

Для начала устроили небольшой осмотр достопримечательностей города. Заехали в Ват Пхо Чай – храм с золотым Буддой. По преданию, король Рама I собирался перевезти Будду из Вьентьяна в Бангкок, но лодка затонула в Меконге, и лишь позднее, во время падения уровня воды, статую удалось поднять со дна Меконга.


Храм Ват Пхо Чай

Золотой Будда

Заехали на заправку, залили бензин для горелки. Следующая достопримечательность – парк скульптур Салакэуку. Погуляли по парку, посмотрели диковинные скульптуры.

Салакеоку (Sala Keoku) — парк фантастических скульптур, вдохновленный идеями и символикой буддизма и индуизма и созданный в 1978 г. под руководством Бунлыа Сулилата. Скульптуры изображают буддийские, индуистские божества, мифических животных, змей и фантастических существ. Парк расположен в 3 км к востоку от Нонгкхая, на северо-востоке Таиланда. Будда-парк, построенный Сулилатом двадцатью годами раньше, лежит поблизости, на противоположном (лаосском) берегу Меконга.

После парка выехали на берег реки Меконг. Кому-то она напомнила набережную Мурманска, кому-то – Новосибирска. Обычная широкая мутная река. Ничего особенного. Тем не менее, эта река всегда играла важную роль в жизни местных жителей.


Парк скульптур Салакеоку

Набережная реки Меконг

Меконг — река в Китае, Мьянме, Лаосе, Таиланде, Камбодже и Вьетнаме (частично образует границу Лаоса с Мьянмой и Таиландом), самая большая на полуострове Индокитай. Длина — около 4500 км, площадь бассейна — 810 тыс. км².
Истоки — в хребте Тангла на Тибетском нагорье. В верхнем течении (Тибет) называется Дза-Чу, в среднем (на территории Китая) — Ланьцанцзян. Впадает в Южно-Китайское море, образуя дельту.

Перед границей решили перекусить. Купили и тут же съели ананасы, заодно потратили оставшиеся тайские баты Чинги. Быстро прошли тайское КПП. У нас забрали миграционки, поставили штампы в паспортах и пропустили дальше своим ходом. Переехали Меконг по мосту тайско-лаосской дружбы, сменили левостороннее движение на правостороннее и подъехали уже к лаосскому КПП. Здесь просто шлепнули штамп в паспорте и все, даже миграционки заполнять не нужно. Это было одно из самых быстрых пересечений границ на моей памяти.

Во Вьентьян (столицу Лаоса) мы въезжали огородами, максимум по грунтам. Сам город обычный, азиатский. Немного посмотрели достопримечательности, статую Chao Anouvong, храмы и ступу, триумфальную арку, поменяли деньги в обменнике и направились к храму Пха Тхат Луанг. Это главная достопримечательность города. Вход стоит 10 000 кип/чел.


Храм Пха Тхат Луанг (Pha That Luang)

Храм Пха Тхат Луанг (Pha That Luang) — самое значимое сооружение во Вьентьяне и символ Лаоса. Золотая ступа Пха Тхат Луанг изображена на гербе страны и на денежных купюрах. Храмовый комплекс был построен в 1566 году, сначала была возведена Золотая ступа, а затем вокруг нее возвели еще четыре храма. Сейчас на территории комплекса осталось только два храма.
Великая ступа состоит из трёх уровней, каждый из которых отличается от другого и несёт в себе определённые элементы буддийского учения. Первый уровень представляет собой почти квадратное основание размером 68 на 69 метров, на котором находятся 323 священных камня, олицетворяющих материальный мир. Вдоль каждой из сторон основания имеется по сводчатому молельному залу с небольшими лестницами, ведущими к ним и далее ко второму уровню. На втором уровне площадью 48 на 48 метров находятся, помимо 288 священных камней, 30 малых ступ, расположенных по периметру. Они символизируют 30 буддийских добродетелей. Сводчатые ворота далее ведут на третий уровень площадью 30 на 30 метров. Здесь по центру расположилась собственно Большая ступа, возвысившаяся на высоту 45 метров. Она имеет вид четырёхгранного изогнутого шпиля с кирпичной сердцевиной, вершина которого окружена лепестками лотоса.

Перед выездом из города закупились на ночевку, а Чинги купил еще местную симку. Из города выезжали очень долго – асфальт и сплошная населенка. Движение на дороге оживленное, хотя мы и так едем не по основному шоссе. Казалось бы, с местами для ночевки будет туго, безрезультатно посмотрели пару отвороток, но тут мы увидели небольшой буддистский монастырь на берегу реки Nam Ngum. Монахи без проблем разрешили нам поставить палатки на территории монастыря.


Место ночевки

Алый закат над рекой Nam Ngum

Классное место! Такой алый закат. Вечером Андрей съездил за бамбуковыми палочками и жареным кокосом. Это местные деликатесы :)



День 2. (7 января)

69,8 км, набор 1278 м, трек:

Проснулись в 6 утра на территории монастыря под пение птиц. Занималась алая заря. Рядом с нами высокий и толстый бамбук и величественный бадьян. Пришли монахи угостить нас супом в целофановых пакетиках. Скорее всего он мясной...

Сегодня нас ждут грунты и уже нормальный набор высоты. Немного проехали по все той же вчерашней дороге и свернули в направлении нац парка Phou Khao Khouay. Движение сразу стало менее оживленным. Вскоре мы въехали через шлагбаум в сам национальный парк. Охранник при входе, мило поприветствовав, без вопросов пропустил нас. Асфальт закончился у электростанции.

Начался грейдер и резкий набор высоты. Необходимо набрать 500 метров. Не так уж и много, но пыльный грейдер, крутой подъем и, самое главное, страшная жара превратили подъем в какое-то мучение. Чтобы не схватить перегрев, местами идем пешком. Жара страшная.


Ползем в подъем

Водохранилище Nam Mang 3

Заползли таки на высоту 760 метров. Здесь начинается относительно плоский участок с небольшими горками вверх-вниз. Дорога идет вдоль водохранилища, немного населенки, встречаются небольшие магазины.

После 10 км такого грейдера продолжился подъем. Набирать всего 250 метров, да и подъем пологий, не то что раньше. Но сама дорога похуже, много где колеи, возможно, в дождь здесь совсем весело. Тем не менее, в конце подъема дорога снова превращается в широкий укатанный грейдер. Здесь, на высоте, уже растут сосны.

Поехали в спуск. Грейдер отличного качества перешел сначала в плохую грунтовку с колеями, а потом и вовсе превратился в тропу. Видимо, местные здесь ездят только на мотоциклах и мопедах. Для нас – то что надо, веселый, техничный спуск по тропинке. Синглтрек такой.


Широкий укатанный грейдер на перевале

На спуске дорога превратилась в тропу

Едем друг за другом: первый Чинги, потом я, потом Игорь. И тут неожиданно Игорь как закричит: «Аааа!!!! Змея!!!».

Из-под заднего колеса Чинги (то есть практически из-под моего переднего) из ямы выпрыгивает, как в замедленной съемке, змея, которая тут же превращается в ящерицу. Она вцепляется в заднее колесо Чинги. Колесо прокручивается, большущая ящерица шмякается на землю и походкой Джека Воробья, стоя на задних лапах и смешно виляя хвостом, удирает в кусты. Вот такие хищных вараны, оказывается, охотятся в местных лесах! Повезло, что все вышло именно так. Я ведь его чуть не переехала!!!

Встали на ночевку у дамбы водохранилища Nam Leuk, на берегу реки прямо на камнях. Помылись и постирались. Есть дрова, поэтому вечером сидели у костра.



День 3. (8 января)

86 км, набор 2176 м, трек:

Проснулись в 6 утра с рассветом. Несмотря на то, что мы в нац парке, костер жгли на камнях скорее для антуража. Пока собирались, пришли собаки, а потом приехали мотоциклисты.

Перешли речку по камням и вышли на хорошую грунтовку, идущую от дамбы водохранилища. Поехали по ней. В целом местность довольно пересеченная. Даже не довольно, а очень. Сегодня мы весь день скакали туда-сюда. Ускакались. По этой дороге мы набрали 200 метров, но при этом постоянно ехали или верх или вниз.


Хорошая дорожка, идущая от дамбы водохранилища

Основной грейдер

Выскочили на основной грейдер, который перед началом крутого спуска превратился в старый асфальт с ямами. В конце спуска, перед самым въездом в деревню, у нас проверили паспорта, переписали наши данные и пропустили дальше. Хотя по карте этот КПП и стоял на выезде из нац парка, мы так и не поняли относится ли он к самому парку, или это простой пост полиции.

В начале деревни магазины и заправка, на которой не оказалось бензина. Проехали чуть дальше и увидели слева от дороги рынок. Купили рис, яйца, макароны, капусту, помидоры, лук и огурцы на салат, а также фрукты манго, мандарины и monk fruit. Отъехали подальше от деревни и перекусили у обочины. Крутим дальше по асфальту. Пересеченка сильная. При этом глобально идет подъем. Дорога проходит по деревням, периодически попадаются небольшие магазинчики. Я купила две вязанки маленьких бананов-коротышек. Они оказались кисло-сладкими и очень вкусными.

Так крутим то вверх, то вниз. Хорошо, что солнце спряталось за тучи, а то от жары померли бы непременно. Закрутили в перевал 730 метров. Последний участок подъема был очень крутой.

Полетели вниз. На спуске все та же пересеченка только более плавная, поэтому развлекаюсь, топлю, что есть силы, и влетаю в подъемы по инерции.

Сбросили 150 метров, заползли в локальный торчок и свернули на грунты.


Начало грунтов. Въезжаем в ущелье вдоль реки

Отличный велосипедный синглтрек

Wonderful trail повел нас в ущелье вдоль реки. То дорога, то тропа, накатанная мотоциклистами. Обалденное ущелье, ничем не хуже, чем на Шри-Ланке, а даже лучше, потому что дорога хорошая – отличный велосипедный синглтрек с техничными подъемами, в которые часто приходится идти пешком. В спуски ехали везде, но нужна хорошая техника и осторожность.

Я прямо воспряла духом, потому что природа вокруг обалденная, дикая, без населенки. Сюда в основном ездят только рыбаки.

Растительность – высокие тропические деревья с лианами. Настоящие джунгли. Жаль, что почти не фоткали, потому что под вечер освещение уже не то. Так скакали то вверх, то вниз и доскакались практически до заката.


Wonderful trail

Очень рекомендую это ущелье для велопохода. Мест для ночевки полно. Дорога часто подходит к реке. Встали на берегу реки Nam Bak в кустах, скатившись вниз по тропинке.

Пока ждали ребят на повороте на место ночевки, снизу выехали на мотоциклах два рыбака и удивленно посмотрели на нас, как на инопланетян.


Река Nam Bak в месте ночевки

Ущелье удивительное. Шумит бурная широкая река, звезды мерцают над головой и никого вокруг.



День 4. (9 января)

71,1 км, набор 1815 м, трек:

Веселуха вверх-вниз по ущелью продолжилась и дальше. Высоченные деревья с лианами, банановые пальмы, монстеры. Горы вокруг тоже бесподобные. Облачность низкая. С одной стороны – фотки будут не очень, а с другой – не так жарко. «Скакать» так получается довольно медленно из-за подъемов, в которые приходится часто идти пешком. Тропинка прокатана на мопедах, и покрытие везде хорошее за редким исключением.

В одном месте дорога была промыта ручьем, а налево, вниз к реке, уходила хорошая накатанная тропинка. Судя по профилю высот, здесь нам предстоял набор в 200 метров, и мы вздумали попробовать схалявить и объехать высокий холм по низу. До нас здесь никто не ездил.


Продолжаем ехать по тропе

Пробиваемся сквозь бамбук

Скатились к реке. Местами техничная, хорошо накатанная тропинка проходила через заросли прорубленного бамбука, и приходилось сильно пригибаться, чтобы проехать в седле. Но вскоре тропинка закончилась хорошей туристической стоянкой на берегу реки. Заночевать здесь было бы здорово. Пришлось возвращаться обратно. На этом маневре мы потеряли минут 30 так точно.

Все-таки пришлось набрать те 200 метров.

Ну и парилка. Питьевая вода практически у всех закончилась. Очень повезло, что на вершине подъема был родник с водой, стекающей в тростниковом стебле. Ребята радостно пополнили запасы воды.

Вскоре началась старая заброшенная дорога. Видно, что по ней много лет никто не ездил, хотя строили ее капитально. Довольно скоро она привела к дамбе водохранилища Nam Ngum 2. Прямо норвежский фьорд с крутыми берегами, но покрыты они высокими деревьями с лианами.


Водохранилище Nam Ngum 2

Едем по пустынному асфальту

Мы немного переживали, что нас не пропустят через дамбу. Спустились к ней, здесь же начался асфальт. Небольшой, но головокружительный спуск к реке с видом на гидроэлектростанцию, а дальше мы поехали вдоль нее. Ни одной машины, ни одного мопеда здесь мы не встретили. Чуть позже поняли, почему так. Мы приехали на КПП в виде двух заслонок с пропускным режимом. Сотрудники просто нас сфотографировали и пропустили дальше. Мы выезжали с закрытой территории, в обратную сторону, наверное, мы бы здесь не проехали. Вокруг все обнесено заборами и колючей проволокой, стоят камеры.

После КПП все тот же хороший асфальт, но уже попадаются мопеды. Сильная пересеченка все равно сохраняется. Даже в одном месте пришлось набрать метров 200. Местами любуемся видами на водохранилище Nam Ngum, из которого выглядывают над водой множество островков.


Водохранилище Nam Ngum с множеством островков

Проехали населенку с магазинчиками, в которых удалось купить фрукты и овощи на салат.

После моста через одно из ответвлений водохранилища мы свернули на боковую грунтовую дорогу и на ее обочине, чуть в стороне, разбили лагерь. Место сильно так себе, но что поделать. Машины здесь практически не ездят. Пришлось съездить за водой в соседнюю деревушку.



День 5. (10 января)

68,6 км, набор 858 м, трек:

Один раз вечером, второй раз ночью на нашу палатку было совершено нападение термитов. Никогда не забуду этот звук!

После первого раза мы поставили палатку на пескок, установив ее прямо посреди дороги в конце спуска на повороте, и перед палаткой воткунули три ветки. Ночью двое проезжали на мопеде и, наверное, подумали, что у нас не все в порядке с головой. Тем не менее, термиты обнаружили нас и во второй раз, но уже на дороге из мокрого плотного песка, и начали снова грызть дно палатки. Пришлось подпрыгнуть, выкинуть все вещи наружу и колышками очищать дно палатки от вгрызшихся в нее термитов. Фильм ужасов :)


Место ночевки

Покупаем ананасы на перекус

Вернулись на тот же асфальт, что и вчера. Хорошо, что мы заночевали здесь. Через 4 км мы выехали на основную дорогу, по которой ездили и Светлана Глушкова, и братья Воротниковы. На этом первый глобальный участок «не как все» закончился. Дальше пришлось крутить по загруженному шоссе по сплошной населенке. Дорожное покрытие очень странное: метров 200 асфальта последовательно чередуются с таким же количеством трясского каменистого раздобланного грейдера. Наверное, так специально сделано, чтобы сильно не разгонялись.

Закупившись фруктами на перекус, повернули с асфальта на грунты и поехали к голубой лагуне. Здесь, очевидно, недавно прошел сильный ливень, а большое количество машин размесило грейдер до грязевого и при этом вязкого состояния. Свою роль внесли и самосвалы со строительства местной железной дороги. Оранжевая грязь летит из-под колес на светлую форму. Ай-ай-ай. Вокруг необычные вертикальные горы. Ради них мы люда и ехали.


Подъезжаем к голубой лагуне и пещере Tham Phu Kham

Голубая лагуна

Вход в голубую лагуну и пещеру Tham Phu Kham стоит 10 000 кип/чел. Много как местных, так и туристов. Сначала мы перекусили фруктами, расположившись на столиках перед бассейном с кристально чистой водой. В воду прыгали люди, кто с тарзанки, кто прямо с дерева. Здесь можно будет искупаться после посещения пещеры.

Начали подъем по крутой каменистой лестнице с большим уклоном. Хорошо, что хоть немного так подниматься. Пещера необорудованная, с высокими сводами. Чтобы безопасно скакать по камням, нужны фонари. В пещере есть статуя лежащего на алтаре Будды. По красным стрелочкам можно дойти до тупика. В принципе, пещера понравилась.


Пещера Tham Phu Kham

Спускаемся из пещеры обратно к голубой лагуне

Мы спустились к велосипедам, окунулись в голубой лагуне, постирали некоторые вещи в умывальнике местного туалета и поехали к следующей пещере Tham Chang. Вход 5 000 + 15 000 кип. Пещера находится на территории небольшого парка, соответственно 5 000 кип – это стоимость посещения парка, а 15 000 кип – самой пещеры. Пещера оборудована и освещена, и в ней тоже было неожиданно тепло для пещеры. После входа разделяется на два рукава. Наверху есть смотровая с видом на реку и город Ванг Виенг. В целом ничего особенного. Можно было и не ходить.


Пещера Tham Chang

Едем дальше по маршруту

После посещения пещеры закупились в городке Ванг Виенг на ужин и завтрак и поехали дальше по треку. В ассортименте яйца, рыбные консервы, фрукты и овощи на салат. В целом местность прикольная. Вокруг высокие, практически вертикальные скалы.

Съехав с шоссе, тут же встали на ночевку на лужайке у реки. Жаль, что дорога рядом. А так место неплохое, ровное. Из бамбука и прочих дров можно жечь костер. Месяц освещает живописные горы. По подстриженной лужайке, кажется, ползают пиявки и летают тараканы. Всю жизнь мечтала заняться гирудотерапией)))) Приходится надевать на ноги длинные теплые лосины. Вот интересно, придут ли к нам сегодня термиты?!

Вечером к нам пришел мужик с винтовкой. Посмотрел на палатки и костер и стал активно мотать головой, что, мол, нельзя.

Но мы проигнорировали, и он ушел восвояси.



День 6. (11 января)

Всего за день 101,5 км, набор 1873 м, трек 1 и трек 2

Выехали с места ночевки. Все то же достаточно загруженное шоссе набирало высоту. Как люди крутили весь поход по этой дороге, не представляю. Может, раньше было не такое оживленное движение?


Место ночевки на лужайке у реки

Подъезжаем к поселку Kasi

Дорога пошла по довольно живописному ущелью по населенке. Палатки с огурцами закончились, теперь продают мандарины, бананы и капусту. 350 метров набрали легко. Спуск тоже по живописному ущелью. Перед въездом в довольно большой поселок Kasi, мы встретили огромное количество школьников на велосипедах. Видимо, как раз закончились занятия в школе. В поселке довольно долго тупили, посидели в кафешке, зарядили кому что надо. Но надо ехать дальше.

Сегодня, помимо достаточной пересеченки, нужно еще взять асфальтовый перевал 1900 метров, набрав при этом 1500 метров, а перед этим еще два торчка по 100 метров. Жарко, и мы, заехав до высоты 650 метров, решили считить, чтобы зря не напрягаться, и заехали в перевал на попутке.


Заезжаем в перевал на попутке

Вид со смотровой в конце подъема на перевал

Наверху была смотровая, а после еще 100 метров подъема. Здесь настоящие горы, и даже прохладно. Высота 1900 метров над уровнем моря. Перед спуском я накинула ветровку и правильно сделала.

Небольшой головокружительный спуск, и мы въехали в маленькую безлюдную долину среди остроконечных гор. Но наборы на сегодня не закончились. Перевал двугорбый, и нам пришлось набирать еще, правда всего 150 метров.


Небольшой спуск в безлюдную долину

А теперь глобальный спуск обратно в жару. По асфальту сбрасываем до упора. Где-то на спуске я в первый раз купила большую желтую папайю. Интересно, как она будет на вкус? С магазинами, правда, здесь не очень. Рис не нашли. Пришлось покупать макароны.

Сегодня светит солнце, и весь день жарко. Особенно жарко во второй половине дня, когда воздух сильно прогревается. Встали после очередного торчка, в поле с навесом, недалеко от школы. Место ночевки живописное и достаточно далеко от дороги, так что шума почти не слышно. Воду набрали в сельской школе.



День 7. (12 января)

88,4 км, набор 1190 м, трек:

Ночью лег очень густой туман, и к утру он не рассеялся. И даже когда уже собрались, облако все равно висело, и солнца по-прежнему не было. Сегодня весь день пасмурно, но это к лучшему. Не так жарко крутить.


Место ночевки в поле с навесом

Дорога через банановые плантации

Быстро спустились в крупную населенку – Muang Nam, где купили на черный день рис и макароны, а дальше свернули на грунты в сторону Меконга. Дорога пошла по банановым плантациям. Характер местности в целом не меняется, такие же спуски-подъемы. Лаосский плоскач :)

Дорога местами очень грязная, особенно в низинах, а подъемы следуют крутые. Это добавляет сложной техничной рулежки. Ехать вдоль Меконга километров 40. Река широкая и мутная. Вначале дорога не очень, но, чем дальше, тем становится все лучше и лучше. Населенки здесь практически нет, редкие маленькие деревеньки. По меркам азиатских стран – местность дикая.

В какой-то момент мы выскочили на Т-образный перекресток. Верхом на домашнем слоне ехал местный парень. Первый раз такое вижу.


Едем вдоль реки Меконг

"Домашний" слон

Периодически проезжаем через маленькие деревеньки, в которых нет ни магазинов, ни даже палаток.

И вот своротка наверх на водопад Куанг Си. До него 5 км и 150 метров набора. Здесь начался асфальт. Мимо нас постоянно проезжают микроавтобусы, которые завозят туристов наверх. Перед входом оказалась куча кафешек и гестхаусов. Все как положено: фрукты, шашлыки и много европейцев. Вход на водопад 30 000 кип/чел.

Оставили велосипеды на парковке и пошли гулять по территории. Сразу на входе встречает питомник с медведями. По сравнению с камчатскими, они какие-то маленькие. Дальше мы обошли весь каскад по кругу против часовой стрелки, зашли на несколько смотровых, в том числе в самом верху. Водопад высокий и красивый. Его стоит посетить.


Водопад Куанг Си. Главный касакад

Куанг Си — водопад в провинции Луангпхабанг, Национальный парк Тат Куанг Си, Лаос. Тип: каскадный, поярусный. Количество каскадов: 4. Высота основного каскада: 54 м.
Тат Куанг Си — водопад, расположенный приблизительно в 32 км к югу от города Луангпхабанга на левом берегу Меконга, на территории одноимённого национального парка. Водопад состоит из основного каскада высотой 54 м и серии каскадов меньшей высоты. Десятью метрами ниже второго каскада расположена небольшая пещера. Между каскадами находится несколько бассейнов с водой насыщенного бирюзового оттенка. Необычный цвет обусловлен тем, что вода протекает через известняковые скалы и слои почвы, содержащие известняк.

Быстро скатились вниз и поехали дальше по направлению к городу. Встали на ночевку на боковом ответвлении грунтовой дороги у небольшой речушки. Воду на готовку брали в ней же. Даже постираться и обмыться удалось.



День 8. (13 января)

69,3 км, набор 1329 м, трек:

Утром как будто дождь стучал по палатке, но на самом деле это туча опять в виде тумана спустилась в долину. Влага конденсируется на банановых пальмах и стекает на тент крупными каплями. Однако, хмуро, как в Москве.

Небольшой подъемчик и почти сразу начался город Луангпхабанг – древняя столица Лаоса.

Луангпхабанг (Луангпрабанг, Луанг-Прабанг) — город в Лаосе, административный центр провинции Луангпхабанг. Город находится на севере центрального Лаоса, в месте впадения реки Кхан в Меконг, в 425 км к северу от Вьентьяна. Население около 50 000 чел.
До образования Лаосской Народно-Демократической Республики в 1975 году Луангпхабанг был также столицей одноимённого королевства, считался «королевской столицей», потому что там находилась ставка короля Лаоса.
Слово «Луангпхабанг» состоит из трёх слов на лао. «Луанг» означает «королевский», «пха» — «Будда», «банг» — золотой.
Город Луангпхабанг охраняется ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.


Храм Haw Kham

Аллея с пальмами на территории Королевского дворца

Первым делом поехали осматривать королевский дворец. Вход стоит 30 000 кип/чел. На территории находится сам королевский дворец, в котором устроен музей, храм и небольшая выставка автомобилей. Перед входом в королевский дворец надо сдать все вещи, даже совсем маленькие сумки в камеру хранения. Или ходить по очереди. Также внутри запрещено фотографировать и проходить в обуви.

Национальный музей Луанг Прабанг находится в здание бывшего Королевского дворца. Дворец был построен французами в 1904 году для короля Сисаванга. Внутри музея выставлены личные вещи короля, картины, предметы быта, трон. Пройдя по комнатам вы увидите, как жил последний король Лаоса вплоть до 1975 года. Фотосъемка внутри Королевского дворца строго запрещена! Рядом со зданием дворца находится гараж с королевской коллекцией автомобилей.
Время работы национального музея: 8:00 – 11:30, 13:30 – 16:00
Рядом с музеем на территории Королевского дворца расположен один из красивейших храмов города — храм Haw Kham. Вход в храм бесплатный, перед входом нужно обязательно разуться, фотографировать внутри запрещено!


Королевский дворец

Перед входом в Королевский дворец - национальный музей

Прямо напротив Королевского дворца начинается лестница, которая ведет на вершину холма Пху Си, считающийся священной горой, с которой открывается вид на город. На холм мы не полезли. Поехали в старый город. Между прочим, старый город – объект ЮНЕСКО. Здесь, безусловно, нужно было остаться на подольше, внимательно все осмотреть и везде побывать, но, как в любом городе, атмосфера давит, и мы побыстрее выехали из центра. Наверное, зря.

Старый город Луанг Прабанг в 1995 году был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в центре города запрещено строить высокие здания, сюда запрещен въезд грузового транспорта и больших автобусов. Уютные улочки старого города привлекают многочисленных туристов из разных стран. Смешение стилей, старинные буддийские храмы, французская колониальная постройка, дома местных жителей в лаосском стиле – все это создает непередаваемую атмосферу и колорит.

На выезде из города мы купили фруктов и посидели в кафешке. Кафешка была нужна по разным соображениям. Кто-то не может долго жить без мяса, кому-то нужно зарядить телефоны и технику, а кому-то – и то, и другое одновременно.

Мне традиционно тяжело ехать по населенке. Не из-за дорожного движения, и, разумеется, не физически, а морально.

Проехали местный аэропорт, купили бензин на заправке и поехали дальше выезжать из города. Когда мы свернули на грунты, жизнь резко наладилась. Выглянуло солнышко, и хороший, скоростной, укатанный грейдер повел нас к переправе через реку в сторону пещер. Скорее всего, уже совсем скоро здесь будет асфальт.


Грейдер вдоль реки Меконг, ведущий к переправе к пещерам Пак Оу

Переправляемся на каное к пещерам

Пещеры Пак Оу (или Паку) находятся на той стороне реки. За переправу на каное в обе стороны заплатили по 13 000 кип с человека. Пока мы плыли туда я нагло слопала желтый вкусный спелый манго. За вход в сами пещеры заплатили по 20 000 кип. Пещера разделена на верхнюю и нижнюю, причем верхняя интереснее. Здесь много европейцев и местных детей-попрошаек.


Пещеры Пак Оу (Паку)

Пещеры Паку, (пещеры в устье (по-лаосски — «пак») реки У) — буддийский пещерный комплекс на реке Меконг в Лаосе, в 25 километрах от Луангпхабанга. Известны также как «пещеры тысячи Будд».
Расположенный над Меконгом у устья крупного притока Меконга, реки У, пещерный комплекс состоит из «Нижней пещеры», Тхам Тинг (Tham Ting) или Тхам Леуси, и «Верхней пещеры», Тхам Тхеун (Tham Theung) или Тхам Пракачай. Дорога до пещер отсутствует, сообщение осуществляется на лодках из Луангпхабанга, вверх по течению.
Пещеры знамениты своим собранием разнообразных статуй Будды, в основном из дерева. В течение веков их приносили сюда местные жители и паломники. «Нижняя пещера» (Tham Ting) содержит примерно 2500 скульптур Будды, «Верхняя пещера» (Tham Theung) — примерно 1500.

Переправились обратно и погнали дальше по грунтам. Этот участок вдоль реки с пальмами и высокими горами на заднем плане оказался очень живописным. Мы переехали по мосту через реку, и грунтовка сразу повела в крутой подъем. По профилю высот нужно будет набрать 400 метров, сбросить 100 и набрать еще 200.


Едем по грунтовке вдоль реки

Красивая дорога

Световой день короткий, и мы встали на ночевку после первого подъема и спуска. А так, по силам могли бы еще крутить и крутить. Ночевали в поле, недалеко от ручья, из которого брали воду.



День 9. (14 января)

88,5 км, набор 1524 м, трек:

День начался с набора в 200 Метров. Мы дальше ехали по горам.

Заметно было, что дорогу построили не так давно, и, судя по плакатам вдоль дороги, это сделали китайцы.

Начался спуск в населенку на берегу Меконга. Здесь же нашли хоть какой-то магазин. Поехали дальше грунтовой дорогой по деревням. Магазинов тут не было, но в одном месте таки удалось купить бананы.


Прекрасная дорожка по сельской местности

Глобально где-то здесь мы набрали 200 метров, а потом сбрасывали. Но это совершенно не ощущалось. Ох уж этот лаосский плоскач! Резкие подъемы и спуски, и так постоянно. Затруднительно въезжать каждый раз в подъемы на 1/1. Требуется достаточная техника езды и хорошо работающие переключатели. Чем ближе к реке Nam Khan, тем грязнее дорога. И характер грязи такой, что по ней «возит». Большая часть этой местности используется под сельское хозяйство. Местное население смотрит на нас как на инопланетян. Конечно, туристов здесь не бывает.


Немножко говен

Брод через реку Nam Khan

Брод через реку Nam Khan классный! Изучая космоснимки при планировании маршрута, было понятно, что река довольно широкая, и ее просто так не преодолеть. Но на той стороне реки деревня, значит можно было найти лодку и договориться о переправе. На месте же оказалось, что река хоть и широкая, но очень мелкая. Глубина брода даже для меня ниже, чем по развилку. Вода в реке чистая и теплая, чего нельзя сказать о воде в Меконге. Течение несильное. Здесь было припарковано несколько длинных лодок, но мы перешли так, а потом окунулись прямо в одежде, заодно постирались и помыли ботинки от грязи.

Дальше в сторону шоссе дорога пошла вдоль этой красивой речки. Невысокие горы на заднем плане добавляют антуража. Лаосский плоскач продолжался. Все те же техничные подъемы и спуски и так постоянно.


Продолжаем ехать вдоль реки Nam Khan

Наконец выскочили на асфальт. Здесь же были первые палатки, и мы накинулись на бананы. Перекусив, поехали дальше по асфальту. Началась населенка, в одной из деревень нашелся дешевый овощной рыночек. Закупили фрукты и овощи, да и основную еду на ужин и завтрак. Когда стемнело, встали на ночевку на задворках какой-то школы в каучуковой роще. Ребята ушли за водой.



День 10. (15 января)

76,7 км, набор 1981 м, трек:

Выехали с задворок школы и бодро покрутили по асфальту. Здесь уже не так много машин, ехать куда приятнее. На повороте была населенка, на маленьком рыночке мы купили фруктов. Еще пару километров по асфальту, и мы свернули на каменистый, трясский, широкий грейдер. Едется неприятно. Развлекаемся за разговорами, как можем. Продолжается все тот же лаосский плоскач то вверх, то вниз. Иногда попадаются магазинчики, но в них еды почти нет.


Панорамная дорога

После очередной населенки пошел резкий набор на 350 метров, в который мы заезжаем на одном дыхании. Местность видовая. Вдоль дороги растут пальмы, а дальше просто трава. Наверху опять поскакали по пересеченной местности, зато вниз скатились быстро. В конце спуска была населенка, где удалось купить доширак, яйца и на этом все. Хорошо, что рис остался со вчера. Моей еды нет вообще. Подумаешь, еды в походе нет) Первый раз что ли) Пока тупили у магазина, поглазеть на нас собралось пол деревни, особенно дети. Еще бы, такая диковинка.


Деревенька на хребте

Тупим у магазинчика. Посмотреть на нас сбежалось пол деревни

Во второй половине дня погода начала налаживаться, и выглянуло солнышко. Очень вовремя. Впереди самый большой на сегодня подъем. Едем по грунтам. Медленно ползем наверх. Вдоль дороги местные вытаптывают тропинки и что-то из леса вывозят на мопедах. Какие-то кустики, но что это такое – мы не поняли. Все равно расспрашивать бесполезно. Наверху на наше счастье оказалась деревня. А то с водой в этой местности беда, и пришлось бы ехать еще долго, несмотря на то, что день уже подходит к своему логическому завершению.

Вставать, кроме как на дороге, ну вообще негде. Ровных мест нет. Решили заночевать на настилах в маленьком домике, установленном на склоне холма. Он как раз на четверых, а внутри кострище. Сгущаются тучи, орут цикады. Босс опять подкинул нам крышу. Интересно, к чему бы это?!



День 11. (16 января)

Всего за день 53,3 км, набор 872 м, трек 1 и трек 2

Бог всегда помогает. Главное только идти за ним следом, а не в другую сторону. Босс подкинул нам крышу и еще какую, хорошую, железную, которая надежно защищает от осадков. Утром пошел дождь, да еще какой! Все небо сплошняком было затянуто тучами. Собирались долго, несмотря на то, что складывать было почти нечего. Спали просто в спальниках на ковриках. А спалось сегодня ночью так вообще замечательно.

Стартовали под дождем. Я надела свой новый белый дождевик невесты и покрутила в подъем. Перед последним торчком была деревня, где чудом продавали вязанки маленьких спелых бананчиков по 1000 кип. Сразу после деревни был небольшой участок размокшей дороги, и мы с трудом, кто-то волоком, а кто-то даже и по частям, затащили в подъем велики с заблокированными колесами. Метные собрались посмотреть на это представление. Хорошо, что всего метров 50, а дальше уже можно было ехать.

Начало спуска было веселым. Есть две дороги, правее и левее. На карте есть обе. Со спутника кажется, что они почти равнозначные и хорошо накатанные. Но на самом деле это не так. Мы поехали по правой. Она быстро превратилась в неиспользуемую заросшую дорогу. А потом и вовсе перешла в тропу, и мы спускались по мокрым и скользким камням. Тропинка очень узкая. Высокая трава лихо резала пальцы на руках до крови, а стремные колючки цеплялись за дождевик, и в нем на глазах образовывались дырки. Через пару километров мы выскочили на дорогу и по ней полетели в спуск. На будущее, ездить надо по левой дороге.


На спуске в населенку

Виды обалденные, чем-то напоминают полонины Карпат. Внизу облачно.

Выкатились в город Muang Khua и дальше поехали по относительному плоскачу до следующего перевала. Он асфальтовый. Наверх заезжали все вместе в кузове машины за 50 000 кип. Перевал двугорбый.

Полетели в спуск, в конце которого закупились в населенке на ужин и завтрак. Здесь есть и обычные магазины, и фруктово-овощной рынок. Наконец нашли и купили соль. На рынке, я заприметила у кого-то из продавцов запеченый батат. Рассказав ребятам, что это такой сладкий картофель, я подсунула им попробовать по штучке. Ребятам очень понравилось. Отъехали в сторону границы с Вьетнамом 9 км, и перед началом подъема встали на берегу ручья на боковом ответвлении дороги.

Кто-то моет велосипеды в ручейке, кто-то моется сам. Мимо бегают грязные коровы.



День 12. (17 января)

67,7 км, набор 1373 м, трек:

Утром дождя не было. Мы быстро собрались, вышли на шоссе и стали ловить попутку, но транспорта здесь почти нет. Остановился рейсовый автобус, но что-то много с нас попросили, и мы решили покрутить своим ходом. Едется легко, набор плавный. Я специально еду чуть сзади, чтобы ни с кем из наших не соревноваться. Мимо меня медленно проезжает микроавтобус, я успеваю рассмотреть внутри два велика. Кричу ребятам, чтобы тормознули его. Может, подвезет в перевал.

Микроавтобус останавливается, и из него «вышмякивается» забавная парочка: пожилой подтянутый мужчина-иностранец и молоденькая блондиночка в бежевом обтягивающем трикотажном платье с позолоченной нитью и кроссовках на платформе со стразами. Вау! Все при ней, и не факт, что все натуральное. По крайней мере, волосы наращённые точно. Начинаю с ними разговор на английском. Наш Андрей из Новосибирска мигом узнает своего знакомого – француза Люка, с которым он в том году ездил в коммерческой группе в велопоход по Монголии. Вот это встреча так встреча! Где еще такое возможно, как ни в горах на границе Лаоса и Вьетнама на другом конце земного шара. Ребята зачем-то решают посадить одну меня в машину, чтобы меня подбросили наверх до границы. Я не отказываюсь, потому что перевал асфальтовый, и приятного набирать 800 метров мало.

Начинаем общаться сначала на английском, но девушка оказывается из Минска. Она там живет, а состоятельный француз живет в Париже. У него своя фирма томографов, и бизнес идет хорошо. Люк часто путешествует по всему миру то с машинами сопровождения, то в составе коммерческих туров. Жизнь, она такая разная, и каждому показывают свое «кино».

Пока жду ребят на границе, успеваю неожиданно для себя подмерзнуть. Высота 1150 метров.


Подъем к границе Лаос-Вьетнам. Вид назад

Ребята приезжают довольно быстро, и мы проходим границу на Лаосской стороне. Еще немного на подъем, и начался спуск, где нас ждала Вьетнамская граница. Сразу бросилась в глаза разруха. Граница оказалась закрыта на обеденный перерыв. Пришлось ждать чуть ли не 1,5 часа. Уже после границы была кафешка и мы «нелегально перешли границу» туда, чтобы пообедать, скоротать время и погреться. Даже пришлось одеть на себя теплые вещи.

Время за рисом с ананасами пролетело незаметно. Границу проходили долго, потому что обед таможенников явно затянулся. Шлепнули долгожданные штампы в паспорта, и мы полетели вниз в спуск. Асфальт сразу стал фиговым. К тому же ощутимо холоднее. Нам показалось, что по хребту проходит не только граница между государствами, но и климатическая граница. Машин здесь больше. Грузовики пролетают по узкой дороге и сташно пылят. Тут надо иметь с собой респираторы. Местные на мопедах так и ездят.


Въехали во Вьетнам

Спускаемся по пыльной дороге в город Дьенбьенфу

Когда поехали по ровняку, ад продожился. Дышать невозможно, дышу через раз. Заезжаем в сам город Дьенбьенфу, и пыли становится поменьше. Первым делом крутим на автовокзал чтобы купить билеты на автобус. Обозначили цену – 340 000 донг с человека.

Наличных денег у нас нет, едем искать обменник. За нами увязывается какая-то тетка и сопровождает нас на мопеде. Мы всем своим видом стараемся ей показать, что в ее услугах мы не нуждаемся, но просто так отвязаться от нее у нас не получается.

Возвращаемся на автовокзал и покупаем билеты в кассе. Навязчивая тетка не остает от нас. Она хочет, чтобы мы купили билеты у нее, но мы все равно покупаем в кассе. Едем ужинать. Фрукты в платках почему-то оказываются очень дорогими, и мы просто едим в кафешке кто рис с капустой, кто мясо.

Возвращаемся на автовокзал ближе к отправлению автобуса. С нас пытаются слупить деньги за велосипеды. Тоже по 340 000 донг с носа. Без каких либо билетов на багаж и не через кассу. Тянем время. В итоге отдали 350 000 донг со всех четверых.

Автобус лежачий и очень неудобный. Все-таки есть небольшой угол, и это плохо влияет на позвоночник, да и постоянно сказываешься вниз. На втором этаже так вообще жесть. Так трясет, и ощущение, что можно выпасть на повороте. Я подумала-подумала и просто легла на полу в проходе.



День 13. (18 января)

Общий трек 13-14 дня с точками:

В 5 утра были на автовокзале Ханоя и стали узнавать про автобус в бухту Халонг.

Как выяснилось, автобусы отправляются чуть ли не каждые 15-30 минут. Местных денег у нас не было, и девушка в кассе охотно согласилась взять с нас доллары, обменяв их на местную валюту по менее выгодному курсу. Вышло по 120 000 донг/чел. Билет на велосипед стоил столько же, сколько и на человека.

Мы доехали до нашего пункта назначения, автовокзала Бай Чай, и там долго выясняли, откуда же стартуют экскурсии-круизы на теплоходе. Переехали по мосту на остров Туанчау, объездили все турфирмы и в одной из них нашли самый дешевый двухдневный тур за 85 долларов с человека. Велосипеды оставили в офисе турфирмы.

Погрузились на корабль и выплыли в море. Не вижу смысла здесь подробно описывать это мажорство: двухместные каюты, экскурсия в пещеру, смотровая на острове Титова, пивная вечеринка, вино, фрукты. Все небо затянуто низкой облачностью. Очень жаль, фотки не такие красивые, как могли бы быть. Москва зимой.


Бухта Халонг

Пир на корабле

Халонг — бухта во Вьетнаме в провинции Куангнинь, популярное туристическое место. Бухта находится в Тонкинском заливе Южно-китайского моря.
Бухта включает в себя более 3000 островов, а также небольшие скалы, утёсы и пещеры. Площадь её составляет 1553 км².
Халонг переводится как «там, где дракон спустился в море». По легенде остров Халонг был создан большим драконом. Он всегда жил в горах, когда же он вышел, то продолбил хвостом долины и лощины разнообразной формы. После его погружения в море места, выкопанные его хвостом, заполнились водой, и остались только маленькие островки земли.
Бухта Халонг внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году.


Бухта Халонг

Пещера Хан Сунг Сот

Хан Сунг Сот, или Пещера сюрпризов, – красивая пещера, расположенная в заливе Халонг, в северном Вьетнаме. Она начала формироваться около 500 миллионов лет назад вследствие геологических разломов и резко меняющегося климата. Пещера сюрпризов была открыта в 1901 году французскими колонизаторами. Она расположена на высоте 25 метров над уровнем моря, длина пещеры составляет около 500 метров.


Смотровая у входа в пещеру Хан Сунг Сот

Остров Титова (Ти-Топ). Герман Титов впервые побывал во Вьетнаме зимой 1962 года по приглашению Хо Ши Мина. Говорят, что второй космонавт планеты пользовался особой любовью президента Вьетнама. В один из дней он лично сопровождал советского гостя в морской прогулке по заливу Халонг. Когда выглянуло солнце, Титов решил искупаться, несмотря на то, что температура воды была примерно 16 градусов – самая низкая для того времени года. Сопровождающие "официальные лица" были, конечно, несколько удивлены, но по распоряжению Хо Ши Мина их отвезли на лодке к покрытому зеленью скалистому острову. На карте он значился под номером 46.
После купания Хо Ши Мин обнял космонавта за плечи и сказал: “Дарим тебе этот остров! Приезжай сюда всегда, когда захочешь, будешь дорогим гостем!” И, уже обращаясь к капитану судна, пояснил свою мысль: "Исправьте на картах: этот остров отныне будет называться островом Германа Титова”. Так этот безымянный островок получил имя, а сам космонавт на многие десятилетия стал бессменным председателем общества Советско-Вьетнамской дружбы.
Прогулочные суда часто делают остановку на острове. Здесь неплохой пляж, есть причал и смотровая площадка на вершине скалы, с которой открывается красивая панорама залива. На площадку ведут три сотни ступеней, а на вершине установлена памятная табличка, объясняющая происхождение названия острова.


Вид со смотровой на вершине острова Титова


День 14. (19 января)

Общий трек 13-14 дня с точками:

Завтрак, каякинг, посещение жемчужной фермы, обед и причал в 12:00.

Жемчужная ферма в бухте Халонг. Вьетнам славится своим жемчугом. В разных частях этой страны расположены жемчужные фермы. Есть они и в заливе Халонг. На маленькой ферме вам расскажут и покажут, как выращивают жемчужины. Тут производство органических украшений поставлено на поток. На фабрике расскажут обо всех этапах производства. Никто не ждет годы, пока в ракушке естественным образом нарастет слой перламутра. В ракушки засовывают заготовки – бусины из прессованных ракушек. Затем отпускают моллюска на вольные хлеба примерно на несколько месяцев, а уже потом достают из него готовую жемчужину. Также там есть музей жемчуга и магазин.


Жемчужная ферма

Наш корабль

Поехали в город, где нашли пищевую пленку для упаковки велосипедов и большой рынок с очень дешевыми фруктами. Наелись фруктов, закупили ананасы домой и поехали на автовокзал Бай Чай. Купили билеты за 100 000 донг/чел и столько же за велосипед. Автобус должен был заезжать в аэропорт перед тем, как ехать в сам Ханой. Так нас заверили в кассе. Но автобус проехал аэропорт мимо. Хорошо, что Игорь смотрел в навигатор. Докрутили самостоятельно 4 км до аэропорта по шоссе.

Ночь в аэропорту. Обратный перелет со стыковкой в Пекине.



Фотографии:

Фотоальбом на Google Фото.


Бюджет похода и основные траты:

1 тайский бат = 2,1 рубля.

1 лаосский кип = 0,007 рубля или 1000 кип = 7 рублей.

1 вьетнамский донг = 0,0027 рубля или 1000 донгов = 2,7 рублей.


Авиабилеты Москва – Бангкок и Ханой – Москва авиакомпанией Air China – 29698 руб/чел.

Билеты на автобус Бангкок – Нонг Кхай – 428 бат/чел.

Билеты на автобус Дьенбьенфу – Ханой – 340 000 донг/чел + 350 000 донг со всех за велосипеды.

Билеты на автобус Ханой – Бай Чай – 120 000 донг/чел + 120 000 донг/велосипед.

Билеты на автобус Бай Чай – аэропорт Ханой – 100 000 донг/чел + 100 000 донг/велосипед.

Храм Pha That Luang – 10 000 кип/чел.

Голубая лагуна – 10 000 кип/чел.

Tham Chang Cave – 20 000 кип/чел.

Водопад Тат Куанг Си – 30 000 кип/чел.

Королевский дворец в Луангпхабанге – 30 000 кип/чел.

Пещеры Пак Оу – 20 000 кип/чел.

Переправа к пещерам – 13 000 кип/чел.

2-х дневный тур по бухте Халонг – 85 $/чел.

Вода, еда, личные расходы – около 4000 руб/чел.

Итого: 42-43 тыс. руб/чел.


Впечатления и итоги:

В целом, если вы, в отличие от нас, не избалованы до нельзя, то вполне можно прокатиться по Лаосу. Тут много хороших грунтовок, красивая тропическая природа, приятный климат, достаточно вкусные фрукты, но вот с достопримечательностями как-то не очень.

Можно было начинать маршрут на севере Тайланда, но мы отказались от этой идеи, потому что по отчетам дороги закатаны в асфальт и достопримечательностей тоже особо нет. Да и ехать пришлось бы в основном по шоссе.

Та небольшая часть Вьетнама, где были мы – это промзона в горах, поля и населенка на плоскаче.

Зимой в горах Лаоса приятный нежаркий климат и, практически, без осадков.

Лично мне больше всего на маршруте понравилось дикое ущелье в начале похода и бухта Халонг в конце.

Будьте счастливы!


Полезные ссылки:

1) Отчет о велопоходе по Лаосу и Вьетнаму Глушковой Светланы, 2011 год.

2) Отчет о велопоходе по северному Лаосу и Вьетнаму Костюхиной Екатерины, 2012 год.

3) Отчет о велопоходе по Лаосу Закатова Ильи, 2007 год.

4) Отчет о велопоходе по Таиланду, Лаосу и Вьетнаму Андрея и Александра Воротниковых, 2014 год.

5) Отчет о велопоходе по Таиланду, Лаосу и Вьетнаму Белых Николая, 2014 год.




Вернуться на главную страницу