Держи забрало
Отчеты о велопоходах
ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО ЧЕРНОГОРИИ.
Сроки проведения: 1-10 мая 2015г.
Нитка маршрута: Тиват – Котор – Рисан – Герцег Нови – Грахово – Никшич – Шавник – оз.Пивское – Трса – оз.Сушичко – Жабляк – Майковец – оз.Биоградское – Колашин – Подгорица – оз.Скадарское – Ульцинь – Бар – Будва – Цетине – нац.парк Ловчен – Тиват.
Оглавление:
Идея похода. Планирование маршрута
Общая идея похода:
Съездить в Черногорию хотелось давно. Много отчетов с красивыми фотографиями. Отсутствие визы, пробросок внутри страны. Есть и море, и горы, много достопримечательностей. Должен был получится красивый и относительно бюджетный видовой поход.
Первые и вторые майские праздники, четыре рабочих дня между ними. Нашли билеты авиакомпании Red Wings за 18 тыс. рублей.
Множество перечитанных отчетов. За основу был взят отчет Козинова, но он был серьезно переделан. Хотелось охватить всю страну и посмотреть все по максимому.
Планирование маршрута:
Маршрут был спланирован так, чтобы максимально охватить все интересные и красивые объекты страны. Четыре национальных парка: Дурмитор (объект ЮНЕСКО), Биоградская гора, Скадарское озеро, Ловчен. Старый город и крепости Котора (объект ЮНЕСКО), Герцег Нови, Ульцинь, Бар. Осмотр как нынешней столицы – Подгорицы, так и бывшей – Цетине. И еще много всего интересного: Которский залив, каньоны рек, Пивское озеро, мост Джурджевича и т.д. При этом не забыли и про Адриатическое море, которое оказалось уже вполне комфортным для купания.
Дороги по возможности выбирали второстепенные, небольшие грунтовые участки для разнообразия.
Была неопределенность с участком Трса – Жабляк. По майским отчетам дорога там под снегом. Вычитали еще про дорогу через озеро Сушичко как второй вариант. В крайнем случае, готовы были топать по снегу, но не пришлось, нам повезло, и дорогу прочистили незадолго до нас.
Из-за еще не растаявшего снега пришлось отбросить вариант красивого проезда от Биоградского озера в Колашин верхом по грунтовкам, а проехать этот участок низом по шоссе.
В случае каких-то проблем всегда был вариант проброситься по железной дороге Майковец – Подгорица – Бар. Или не ехать через Цетине и нац.парк Ловчен, а просто доехать 20 км от Будвы в Тиват. Да и размеры страны позволяют всегда что-нибудь срезать или куда-нибудь слиться.
Все ночевки планировали полевые, без каких-либо кемпингов или гостиниц.
Участники похода:
График прохождения маршрута по дням:
день | дата | км |
набор | сброс |
маршрут |
трек | асфальт |
грунт |
снег |
пешком без байков |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 01.05.пт. | 31,8 | 805 | 797 | Тиват - Котор - Рисан | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xftavmpgyofiarsi | 29,5 | 2,3 | ||
2 | 02.05.сб. | 97,8 | 2418 | 1561 | Стрп - Герцег Нови - Грахово - оз.Сланское | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ooyzryjzajidpgqo | 87 | 10,8 | ||
3 | 03.05.вс. | 99,5 | 2236 | 2171 | Никшич - Шавник - оз.Пивское | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=mdpjzjvkfurpnsqu | 92,7 | 6 | 0,8 | |
4 | 04.05.пн. | 67,2 | 2548 | 1997 | оз.Пивское - Трса - оз.Сушичко - Жабляк | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=uipbxoglwopeosus | 63,7 | 3,5 | ||
5 | 05.05.вт. | 99,4 | 2029 | 2662 | нац.парк Дурмитор - Майковец - нац.парк Биоградская гора | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xuhzrauuclinmqvn | 92,2 | 3,5 | 3,7 | |
6 | 06.05.ср. | 123,4 | 1766 | 2625 | Колашин - Подгорица | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=rwywrjfdqavkidbj | 120,9 | 2,1 | 0,4 | |
7 | 07.05.чт. | 90,1 | 1626 | 1636 | оз.Скадарское - Ульцинь | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=whelcslsmgdomriz | 89,2 | 0,9 | ||
8 | 08.05.пт. | 85,3 | 1736 | 1411 | Ульцинь - Бар - Будва | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tlrdrqlcovlfsell | 84,4 | 0,9 | ||
9 | 09.05.сб. | 73,6 | 1916 | 1848 | Цетине - нац.парк Ловчен | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pzsxzutodmgsbvpz | 71,8 | 0,2 | 1,6 | |
10 | 10.05.вс. | 11,4 | 14 | 405 | Тиват | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=bkxpevmcysjiqxom | 11,4 | |||
|
779,5 | 17094 |
17113 |
Итого: | http://www.gpsies.com/map.do?fileId=tzllnonbbldklcuy | 742,8 | 26,8 |
1,4 |
8,5 |
День 1. (1 мая)
Тиват – Котор – Рисан.
31,8 км, набор 805 м, трек:
12:30 - аэропорт Тиват
14:30 - выезд
20:00 - встали лагерем
Летели авиакомпанией Red Wings. Несмотря на жесткие ограничения по багажу (багаж + ручная кладь в сумме не больше 20 кг), регистрацию прошли без проблем: подходили в два захода, оставляя излишки вещей на тележке. Вылетели вовремя. По прилету быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. Все долетело без проблем.
Собирали байки на лужайке, практически перед входом в здание аэропорта. Рядом медленно собиралась другая группа, прилетевшая раньше нас. За 2 часа собрали байки, переоделись, перепаковали вещи, и в 14:30 выехали. +20, светит солнце.
Проехав немного по шоссе вдоль забора аэродрома, мы спрятали в колючих кустах упаковку от велосипедов, чтоб не возить ее с собой. За полчаса доехали до Котора. По пути перемахнули хребет по туннелю Врмац, длинной около 1,6 км. Туннель узкий, машин много, ехать неприятно.
Заехали в магазин и на заправку. Купили 1,5 л. 95-го бензина (1,3 евро/литр). Поехали в старый город, который включен в список ЮНЕСКО. Первостепенной задачей было получение “белого картона”, обязательной регистрации в Черногории. Описание как найти: старый город Котора, главные (западные) ворота. Чуть правее почта с желтой вывеской, а за почтой, метров через 15, контора по регистрации. Но было закрыто.
Котор - город в Черногории, расположен на берегу Которского залива Адриатического моря.
Старый город Котора по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских центров на Адриатике, внесенных ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. С 1420 по 1797 год Котор и его окрестности находились под управлением Венецианской республики и венецианское влияние осталось доминирующим в архитектуре города.
Пошли гулять по городу. Сейчас большинство зданий – это гостиницы и кафешки, сохранившие исторический вид. Много церквей. Дошли до начала подъема на крепость. Бросили внизу байки и пошли вверх по лестницам. Вход 3 евро/чел. Сверху открывается красивый вид на Котор и залив. Посидели, полюбовались, попили пиво и пошли вниз. На прогулку у нас ушло 1,5 часа.
Крепость Св. Иоанна находится на высшей точке холма св. Иоанна (высота над уровнем моря 278 м). Отсюда открывается замечательный вид на Стари-град Котора и Боку. Сюда ведёт лестница из более чем 1500 ступеней.
Покинули старый город, закупились на ужин и завтрак и в 18:00 выехали из Котора. Поехали по набережной вдоль залива. Много населенки, асфальт среднего качества, обочина отсутствует. Перепадов высот практически нет.
Которский залив — крупнейшая бухта на Адриатическом море, окружённая территорией Черногории.
Бухта состоит из нескольких заливов, соединённых между собой неширокими каналами и формирующих одну из лучших природных гаваней Европы. Долгое время существовало убеждение, что залив представляет собой фьорд, благодаря чему за Бокой закрепилось и до сих пор используется, прежде всего в туристической сфере, именование «самый южный фьорд в Европе». Однако согласно современным научным изысканиям, считается что Бока Которска представляет собой остатки существовавшего здесь некогда речного каньона. Сильные тектонические и карстовые процессы привели к его постепенному разрушению.
Уже начинало темнеть, когда мы проехали Рисан. После него остановились осмотреть пещеру и пересохший водопад. Проехали еще чуть-чуть и в 20:00 встали на ночевку на тупиковом ответвлении дороги к сотовой вышке. Относительно ровно, с дороги не видно.
Луна, легкие облачка, +15. Перед сном все немного настраивают велосипеды.
День 2. (2 мая)
Стрп - Герцег Нови - Грахово - оз.Сланское.
97,8 км, набор 2418 м, трек:
6:00 - подъем
7:20 - выезд
18:20 - встали лагерем
Подъем в 6:00, как и все последующие дни. Пасмурно, тяжелые серые тучи. За 20 минут до выезда пошел дождь, перешедший в ливень.
Поехали дальше вдоль залива по той же дороге. Потом свернули на набережную. Там идет строительство, часть дороги грунтовая. На одном из небольших пляжей Руслан искупался. Вдоль воды доехали до Герцег Нови, посмотрели набережную и старый город под ливнем. “Белый картон” нам предложили оформить в полиции, но только в понедельник. Опять мимо.
В 10:00, закупившись в магазине, начали подъем. Дождь кончился, но едем в облаке-тумане. Ненадолго открылся шикарный вид на бухту, потом затянуло. Асфальт кончился в районе грандиозной помойки. Началась очень качественная каменная грунтовка, по которой проехали 9 км. Строили ее капитально. Набрали по ней до высоты 1140 метров. Видели снег.
Начался спуск, в конце которого выскочили на асфальт.
Снова поползли вверх. Едем в густом тумане. Видимость 20-30 метров, ничего не видно. Набрали 200 метров, остановились посмотреть памятник. От него начинается резкий спуск в долину. Поначалу приходится ехать медленно, но вскоре выезжаем из облака и отпускаем тормоза.
Выскакиваем на шоссе и крутим по нему в Грахово. Заехали в магазин. Затарились пивом и вином. Далее по оживленной новой трассе уныло и плавно набираем 300 метров. Едется очень тяжело. Через 7 км свернули вправо, выпив в баре на повороте пива с батоном и набрав питьевой воды у хозяина. По пустой виляющей дорожке спустились на трассу, ведущую в Никшич. За 10 км до города свернули вправо в лесок. Рядом туннель бывшей железной дороги.
Встали лагерем . +12, все в облаке. Сушимся на костре и ужинаем.
День 3. (3 мая)
Никшич - Шавник - оз.Пивское.
99,5 км, набор 2236 м, трек:
6:00 - подъем
8:00 - выезд
19:30 - встали лагерем
Утром небо облачное, но больше просветов. Собирались дольше обычного, были небольшие трудности с горелкой, да и в целом как-то не спешили. Выехали в итоге на полчаса позже.
Почти сразу увидели гладкое как зеркало Сланское озеро с причудливыми берегами. Вдоль него спустились в Никшич. Скромный город, индустриальный. Есть красивая церковь. Закупились на главной круглой площади.
В 9:30 выехали из города. Распогодилось, солнце, +25. По серпантину ползем вверх.
У меня заклинила трещотка. Вчера весь день что-то хрустело на холостом ходу, а сегодня перестала свободно вращаться. А так как подлезть к собачкам в шимановском барабане проблематично, сделать мы ничего не смогли. Придется до конца похода мучаться, крутя педали даже на спусках. Дома же оказалось, что барабан треснул и раскололся на несколько частей. Вообще в этом походе много мелких поломок.
Заползли по холмам на 1300м. После поворота на туристический центр Vucje начался снег. Несколько расчищенных снежных языков пересекли дорогу, потом въехали в снежный тупик.
Дальше всё завалено. Раз десять перетаскивали велосипеды метров по 50-100. Взяли высоту 1500м в 12:40. Еще пара длинных снежных участков на спуске. После чего почти сразу выскочили на трассу. По ней по бесконечному серпантину упали в ущелье в город Шавник. Остановились в кафе, попили пиво, перекусили.
Выехали в 14:30. Ползем чуть-чуть по трассе, через 3 км свернули налево в сторону Пивского озера. Осмотрели красивейший водопад Скакавица, сделав радиалку на 1 км в сторону. Далее наверх по асфальту через мостик над ущельем реки Комарница на берег каньона реки Буковица. Едем вдоль. Слева внизу очень глубоко нитка воды. На небе тучки, но много солнца. Над холмами возвышаются снежные массивы на уровне облаков. Горы на любой вкус и сумасшедшие перепады высот.
Так по берегу доехали до Дубровсько. Асфальт кончился. Набор по грунтовке до 1350 метров, спуск. Через 4-5 км поймали асфальт. Вылетели на склон Пивского водохранилища. Бирюзовое озеро далеко внизу. И нитки дорог разрезают склон. Очень красиво. Спустились на мостик, набрали воды прямо из озера.
Пора вставать, но нигде нет ровной площадки. Ползем вверх. На витке серпантина свернули на грунтовку к деревне и встали на полянке заброшенного участка. Все устали, но неописуемые красоты придают сил. За день все немного обгорели. Сегодня у дороги видели пару змей - ужиков.
День 4. (4 мая)
Оз.Пивское - Трса - оз.Сушичко – Жабляк.
67,2 км, набор 2548 м, трек:
6:00 - подъем
7:30 - выезд
17:00 - встали лагерем
Утром вернулись по грунтовке на асфальт. Набрали оставшиеся 100 метров и выехали из каньона. По плохому асфальту через населенку доехали до шоссе. Проехали поворот на Пивский монастырь, заезжать не стали. Набрали 200 метров, и начался очередной спуск к Пивскому озеру. Заехали закупиться в Плужине, туристический городок.
В 9:15 выехали. Спустились на мост через Пивское озеро. Вода такая же красивая и неподвижная. Сразу за мостом поворот направо в туннель. За ним знаменитый перекресток в туннеле, фоткаем и поворачиваем налево. Начинается серпантин с приличным уклоном. Много коротких туннелей. Солнце, жарко, пот ручьем. У некоторых начали стучать каретки. На высоте около 930 метров останавливаемся передохнуть у беседки. Отсюда открывается красивый вид на Пивское озеро.
Вскоре дорога поворачивает от озера. Тенек от деревьев, уже не так жарко, да и уклон значительно меньше. В 11:30 добрались до Трса (1440м.). В этом месте необходимо было принимать решение как ехать дальше. Есть две дороги до Жабляка. Основной асфальт с южной стороны через перевал Седло. По многочисленным отчетам эта дорога весной почти всегда под снегом. Второй и основной запланированный вариант – это дорога через озеро Сушичко. По отчетам проехать там получалось, даже когда дорога через перевал Седло была под снегом. Да и в случае пешки, участок там должен был бы быть значительно меньше.
В кемпинге встретили группу мотоциклистов. Из разговора с ними и с хозяином поняли, что снега много и оба пути (северный и южный) закрыты снегом. Выпили пива и решили ехать северным. По чистому асфальту доехали до деревни Недажно на краю каньона Сушичко. Нам на другой берег, до которого рукой подать, но на пути пропасть 300м.
Начался грунт, мокрый от тающего на обочине снега. Видны вчерашние следы мотоциклистов. Дорога идет серпантином в приятном еловом лесу. В середине спуска внезапно начался асфальт. Выглядит новым, в отчетах его не было. Скорее всего, скоро вся дорога будет закатана в асфальт. Последний участок спуска очень крутой и начало подъема на ту сторону тоже. Внизу запертый домик, видимо кафешка и гостиница в сезон, скамеечки и озеро с травянистыми берегами. Остудились в ледяной воде. Приятно. Поели и набрали воды в роднике у домика.
В 13:50 тронулись в подъем. Виды космические. Велезли на другой берег к деревне Мала Црна Гора. На обочинах много снега, но асфальт открыт. Перед нами снежные поля и горы. Нам туда, сейчас огребем. Но выяснилось, что узкая асфальтовая дорога прочищена! Следы трактора свежие, остатки снега таят под жарким солнцем.
По лужам и иногда тонкому льду/прессованному снегу поднимаемся. На 1700м догнали трактор. Нам очень повезло, водитель говорит, что дорога прочищена до Жабляка. Залезаем на перегиб 1950 метров, до этого проехали деревянный домик-убежище у дороги. Открылся вид на каньон реки Тара. Асфальт тут чистый и сухой, видимо еще вчера почищенный. Снежные стены по бокам дороги достигают 3-4 метра в высоту. Нам очень повезло!
На спуске обгоняем трактор и бульдозер, попадаются две легковушки «дачников» навстречу. Со склона открывается вид на Жабляк под канатной дорогой. Далее спуск по дороге через заснеженный лес. Замерзаем на скорости. За 2км до Жабляка на повороте дороги уходим в лесок на ночевку. Поле, рядом снег, который топим на еду. Встали рано в 17:00, но день получился сложным и насыщенным!
День 5. (5 мая)
Нац.парк Дурмитор - Майковец - нац.парк Биоградская гора.
99,4 км, набор 2029 м, трек:
6:00 - подъем
7:40 - выезд
20:00 - встали лагерем
Утром было прохладно +6. Ясно. Ждали солнышка.
Через Жабляк доехали до нац.парка Дурмитор. Это еще один объект ЮНЕСКО в Черногории. Заплатили по 3 евро (касса работает с 7:00 до 20:00). По дорожке через лес, заваленный снегом, доехали до Черного озера. Уровень воды в озере очень низкий.
Дурмитор — гора и названный по ней национальный парк в Черногории. Высшая точка — гора Боботов-Кук высотой 2522 м.
Национальный парк «Дурмитор», созданный в 1952 году, включает в себя горный массив Дурмитор, каньоны рек Тара, Сушица и Драга, а также верхнюю часть плато Комарница. Общая площадь — 390 км². В 1980 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Црно-Езеро («Чёрное озеро») — озеро в северной части Черногории, расположено на горе Дурмитор, на высоте 1416 м в 3 км от города Жабляк.
Это ледниковое озеро, которое состоит из двух небольших озёр, Большого и малого. Они соединены узким проливом, который летом пересыхает, тем самым создавая два отдельных водоёма.
Максимальная длина всего Црно-Езера 1155 м. Популярный туристический объект.
Оставили велосипеды на берегу и пошли пешком гулять вокруг озера. В начале тропы стоит знак: человек в снегоступах. И не просто так. Во многих местах тропа под снегом, в лесу снега еще очень много. Водопады в дальней части озера мы не увидели. Они были где-то под снегом. На неспешную прогулку ушло 1,5 часа, прошли за это время 3,7 км. Промочили ноги, но остались довольны. Так как кругом полно снега, то идти больше особо некуда, поэтому мы по той же дорожке поехали обратно в Жабляк. К 10 утра к входу в парк стало подтягиваться много туристов.
Вернулись в Жабляк, закупились в центре. Отправил себе письмо на почте. Город туристический, много отелей, манерные тротуары. При этом на главной площади лежит снег под припаркованными машинами.
В 10:50 выдвинулись в сторону Тары по трассе. Бесконечная вереница отелей вдоль дороги. Доехали до каньона, начали спуск. Встретили русскую пару велосипедистов. Спуск длинный, но уклон приятный. Упали к мосту Джурджевича. Солнце палит нещадно, +30. Через реку работает zip-line, люди катаются. Есть сувенирные лавки.
Мост Джурджевича — бетонный арочный мост через реку Тара в северной части Черногории. Расположен на перекрёстке путей между городами Мойковац, Жабляк и Плевля. Своё название мост Джурджевича получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.
Мост Джурджевича спроектировал Мият Троянович (Mijat Trojanović). Он был построен между 1937 и 1940 годами в Королевстве Югославия. Главный инженер проекта — Исаак Руссо.
5-арочный мост имеет длину 365 метров, длина самого большого пролета — 116 метров. Высота проезжей части моста от реки Тара — 172 метра. На момент завершения строительства это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост в Европе.
От моста поехали по трассе вверх по течению вдоль реки. Вот где ровное место в Черногории — на дне каньона. Берега широкие, много насыщенной зеленой листвы. Дорога проходит сквозь несколько коротеньких тоннелей. В случайном месте остановились перекусить. Внизу есть подход к воде и навесной мостик через реку Тара. Здесь начинается пеший маршрут. Спонтанно моемся и стираемся. Также устраиваем перекус.
Крутим дальше. Дорога плавно забирает вверх, много следов камнепадов. Солнце нещадно печет. Все в поту. Даже шоколадка растаяла. От асфальта болят задницы. Ущелье сужается, берега круче. На пупыре 950м справа приходит другая речка, шоссе делает петлю по ущелью. Наверху проезжаем могилу на утёсе какого-то горнолыжника. Начинается населенка, спускаемся к Майковцу. В городе покупаем воды и едем в сторону Колашина. 5 км по трассе мимо ж/д ветки.
Вот он мост через реку Тара к национальному парку Биоградская гора. До кассы есть стоянки у реки и ручья. Платим опять по 3 евро и начинаем подъем 300м на 3км в приятной рощице по прямой. Обгоняем пару русских велосипедистов, которых мы еще не раз встретим. Быстро заезжаем наверх. Там много людей, машин, магазин сувениров, туалет, вода. Само озеро с грязной водой, лягушками, но очень красивое. Вокруг зеленые склоны, уходящие вверх до снежных шапок гор. Можно покататься на лодочке. Была идея доехать до Колашина верхом по грунтам, но нам сказали, что они под снегом, мы тогда и сами уже это понимали.
Биоградская гора — лесной массив и национальный парк в Черногории. Расположен к северо-востоку от города Колашин, в горном районе между долинами рек Тара и Лим. Национальный парк имеет площадь 54 км² и включает в себя лес площадью 1600 га, склоны и вершины гор (высочайшая точка — гора Чрна-Глава, 2139 м), шесть ледниковых озёр.
Биоградское озеро находится в межгорной котловине ледникового происхождения на высоте 1 094 м над уровнем моря. Это крупнейшее из 6 озёр, разбросанных по национальному парку Биоградская гора. Площадь поверхности равна 228 500 м², средняя глубина — 4,5 м, а максимальная — 12,1 м.
В озеро впадают постоянная река Биоградская и пересыхающий ручей Лавел. Вытекающая из озера река Езерстица впадает в реку Тара.
Объезжаем озеро по очень каменистой пешей тропке. В дальней части болото с мостками и беседками. Останавливаемся выпить пива и поужинать. Набираем воды. К 20:00 спускаемся из парка (чтобы не платить за ночь и второй день) и ночуем сразу за шлагбаумом в поле. Быстро темнеет. Моемся в ручье и спать.
День 6. (6 мая)
Колашин – Подгорица.
123,4 км, набор 1766 м, трек:
6:00 - подъем
7:45 - выезд
19:30 - встали лагерем
Выехали на довольно оживленное шоссе, поднялись плавно до Колашина 16 км. Проехали АЗС Lukoil, но покупать бензин не стали. Сразу после тоннеля свернули налево через мост в Колашин. Город просыпался. Очень маленький и уютненький городок, скверики, пешеходная улица.
Закупились, вернулись на трассу (по новому мосту), сделали петлю 1 км до заправки EKO. Далее вверх по течению реки Тара по пустому асфальту. Река полноводная, но вода выглядит грязной. В деревне Mateshevo за мостом на развилке свернули направо. И вновь плавный набор по долине с населенкой. Встречаются редкие рабочие, которые чистят дорогу и обочины. Солнце жарит, но в тени ехать комфортно. Остановились искупаться и перекусить.
В большой деревне Verusha свернули на второстепенную дорожку влево. Асфальт плохой, почти грунтовка. Вскоре он стал грунтом. Крутой набор. Поднялись на 1300м, стали появляться снежные языки поперек дороги, но по кромке дороги проехать можно. Журчат ручьи, течет вода. Вот уже приходится идти пешком из-за снега. Дорога делает пару витков мимо редких домиков, много веток и сухой листвы под колесами. Одна ветка предательски ломает Леше петух. Ремонт занял меньше десяти минут.
Внезапно снова асфальт. Поворачиваем вправо вверх на склон. Часто спешиваясь из-за снега, залезаем на 1550м. На дороге каменный завал. На спуске у Руслана колючка спускает колесо. Еще 30 минут загораем. Тишина и знойное солнце.
Болтаемся на высоте вверх-вниз. Дорога грязная, много веток, камней, снега. На склоне стоят жуткие сухие горелые деревья. Иногда приходиться погулять по снегу. И вот перед последним подъемом на обочине стоит VW Golf. Значит дальше всё чисто. Выезжаем на «перевал», перекусываем на фоне снежных гор и вниз. С 1500м до 50м в Подгорицу. Дорога очень извилистая, иногда вверх. За час десять минут съезжаем в город.
Всё болит, спуск утомил. Внизу еще большая жара и зной. Нечем дышать, просто пекло. Бегло осматриваем город. В центре шикарная река. На центральной площади купаемся в фонтанах, пьем пиво в кафе, вылезаем в Wi-Fi и набираем питьевую воду из фонтанчика. Встав из-за столика, ощущаем, что жара уже не так чувствуется. Крутим на выезд к торговому центру за упаковочной пленкой-стретчем. Ничего не находим, в итоге покупаем 9 рулонов по 30 метров пищевой пленки за 0,7 евро/шт.
Выезжаем из города по трассе на Петровац и Бар. Проезжаем мимо строй-маркетов, но нам уже туда не надо. Подгорица оставляет впечатление большого города, много дорогих машин и магазинов, но есть и провинциальный уют. В городе есть памятник Высоцкому и герб Москвы на мосту.
По, наконец, ровной и прямой трассе и гладкому асфальту жмем на юг. Солнце садится, зной ушел, воздух прохладный и приятный. Проезжаем поворот на аэропорт, ж/д станцию. На переезде мост через реку. На него не едем, а поворачиваем назад и ночуем между рекой и ж/д. Стемнело как всегда быстро, поели мало, искупались-постирались в холодной застойной воде. Засыпаем под кваканье лягушек, мигание желтых огоньков жуков и частое движение поездов. За день растаяли шоколадки и прочие продукты.
День 7. (7 мая)
Оз.Скадарское – Ульцинь.
90,1 км, набор 1626 м, трек:
6:00 - подъем
7:50 - выезд
16:00 - встали лагерем
Ночью был небольшой дождь, но к утру всё высохло. Пока собирались, упало еще пару капель. С самого утра зной, несмотря на отдельные хмурые облака.
Вернулись на шоссе, едем вдоль ж/д. Много поездов и электричек ездит туда-сюда, хотя путь одноколейный. Пересекли реку, трасса стала однополосной, много фур, неприятно. По дамбе и мосту пересекаем Скадарское озеро. В середине остановились прогуляться в развалины крепости Lesendro. Вода в озере вонючая и берега заболоченные.
Скадарское озеро — крупнейшее озеро Балканского полуострова, располагается на территории Черногории и Албании. Площадь водной поверхности озера составляет около 390 км², но может увеличиваться до 530 км² в зимнее половодье. 2/3 озера принадлежит Черногории, остальная часть принадлежит Албании.
Лесендро — это остров и крепость в Скадарском озере в Черногории. Крепость была построена в 18 веке. Расположена на острове, который после строительства шоссее и ж/д Белград - Бар превратился в полуостров.
В XVIII веке, в годы правления владыки Петра II Петровича Негоша, было решено построить оборонительное укрепление для защиты прилегающих к реке Черноевича черногорских земель от турецкой опасности, чтобы местное население могло спокойно заниматься торговлей и рыбной ловлей.
В Вирпазаре свернули влево. Закупились. Городок «портовый», много лодок, предлагают экскурсии по озеру.
Начали набор вверх. Много виноградников, продают вино, мед, ракию. Дорога - плохенький асфальт по южному берегу озера вверх-вниз. Много живности по обочинам. Полозы, зеленые ящерицы, видели даже черепашку. В какой-то момент сверху открылся вид на изрезанную береговую линию. Небольшие острова. Очень красиво. Солнцем освещены домики на дальнем берегу и снежные вершины гор уже в Албании. Стало много мечетей с минаретами, мусульманских кладбищ, табличек на двух языках.
Жара и зной крепчают. За озером в долине Подгорицы всё затянуто, как будто гроза. Встретили еще трех русских велосипедистов из Барнаула. Остановились на склоне у колодца, ополоснулись. Дорога узкая и плохенькая, но машин много. Въехали в большое село Острос в 13:00. Есть магазины-лавки, ресторанчики. Оттуда дорога шире и оживленнее. Выпили пива под деревом и вверх, в последний торчок. У ретрансляционной вышки перевал через хребет между Скадарским озером и морем. В 300-х метрах на восток Албания.
Начинаем спуск к морю. Асфальт ужасный, но вскоре улучшается. Вылетаем на жирное шоссе из Албании во Владимире. Поворачиваем вправо. Болтаемся вверх-вниз. На круге берем влево на Ульцинь. Шоссе петляет вниз по причудливому ущелью с руслом реки без воды. Выезжаем на плоскач. Много домиков, виноградники.
Вот и перекресток. Едем налево на Большой пляж (Velika Plaza). 15-ти километровый песчаный пляж. Куча отелей, начинают предлагать жилье. Переезжаем новый мост через реку с кучей рыбацких сооружений по центру русла. Через сосновый лесок мимо теннисных кортов и стадионов вылетаем в 16:00 к морю на пляж. Наконец, через неделю дороги, приехали на море. Людей мало, загорают, гуляют. Купаемся (вода слабосоленая, грязноватая, но относительно теплая), ложимся загорать. Усиливается ветер, несет песок, лежать неприятно — засыпает песком. На пляже нельзя ставить палатки, жечь костры, ездить на машине и в воде на аквабайке (но при нас беспрепятственно приезжают ребята на машине с водным мотоциклом на прицепе), денег за вход никто не берет. Какие-то работяги готовят пляж к сезону. В туалете есть вода, работает душ.
Решаем вставать в леске неподалеку. Сгоняли в магазин к мосту за водой. В 18:00 начинаем готовить обед, но возникают проблемы с горелкой. Палатки пока не ставим. Мимо иногда ходят отдыхающие люди. Бензиновая горелка так и не заработала (внезапно сломался насос подкачки воздуха в бутылочку). Готовили на костре. И макароны меньше подгорели, и чай был со вкусом дымка. Легли поздно, часов в 21-22.
Весь день было солнечно (+25 +30), редкие облака.
День 8. (8 мая)
Ульцинь - Бар - Будва.
85,3 км, набор 1736 м, трек:
6:00 - подъем
7:40 - выезд
18:00 - встали лагерем
Ночью было очень ветрено, скрипели сосны. Мешали спать птицы и кошка. Утром небо безоблачное. Еще больше подкоптили котлы на костре.
Выехали. Заехали в Ульциньскую крепость, он же – старый город. Настоящий лабиринт из узких улочек и лестниц. Вход бесплатный, есть источник с питьевой водой. В музей 2 евро, но он еще был закрыт. Много гостиниц и ресторанов, но еще слишком рано и никого нет. Сверху открывается красивый вид на бухту.
Старый город Улциня — средневековый город-крепость и историческое ядро современного города Улцинь (Черногория). Окружённый мощной крепостной стеной, Старый город простирается на высоком скалистом мысе, омываемом с трёх сторон Адриатическим морем. В восточной части города располагается замок Калайя, в северном крыле которого находятся крепостные ворота, являвшиеся единственным входом в город со стороны суши. В замке в настоящее время действуют археологический и этнографический музеи Улциня, доминантой замка и всего Старого города является башня Балшича, в которой устроена художественная галерея, рядом с башней находится здание бывшего католического собора Девы Марии, в котором в Средние века располагалась кафедра епископа Ульциня (в наши дни здание собора занято археологическим музеем). С южной стороны от Старого города находится бухта (ограниченная с юга мысом Ратислав), в которой располагается малый городской пляж (Мала плажа, черногор. Mala plaža).
Из города выехали на трассу через маслиновый сад. Далее вверх-вниз через тоннели и мосты катим по побережью. Солнце светит во всю, но обдувает свежий ветер, нет такой убийственной жары как вчера. Остановились у магазина перекусить. Появляется много рекламы и продажи жилья на русском языке.
Приехали в Бар, сразу к старому городу и крепости. Вход 2 евро, есть вода у кассы. Нижняя часть в каменных заросших развалинах, верхняя восстановлена. Сверху видны остатки акведука. Интересно. Странно, что крепость расположена так далеко от моря. На прогулку по крепости ушло 45 минут.
Старый Бар. Значительная часть достопримечательностей города сосредоточена в Старом Баре, расположенном у подножия горы Румия, в 4 км от моря. Всего в Старом Баре — около 240 строений. Но так как старый город был почти полностью разрушен в 1878 году, многие из памятников дошли до нас лишь в виде развалин. Один из старейших памятников старого города — ворота X—XI веков. Примечательны руины кафедрального собора св. Георгия XI века и двух церквей — св. Катарины и св. Венеранды, а также некоторые их памятников эпохи турецкого владычества (акведук XVI—XVII веков, часовая башня 1753 года постройки). У юго-западной стены Старого Бара — хорошо сохранившаяся мечеть Омербашича с минаретом (1662) и гробницей Дервиш-Хачана (XVII век); рядом с мечетью — здания для размещения паломников и имамов.
Спустились к морю в современный город к гигантскому Hyper Voli. На втором этаже в хозяйственном отделе нашли резьбовой газовый баллон 500г за 4,2 евро. У нас с собой на всякий случай была газовая горелка. До этого такой баллон видели только в магазине в Жабляке. А так везде продаются одноразовые протыкаемые баллоны и горелки к ним. На первом этаже Voli взяли пива по выгоде и на пляж купаться и пиво пить. Морские волны, лагуна, солнце — вообще красота и благодать. И море в этом месте почему-то гораздо солонее.
Крутим дальше. На трассе очень много машин до поворота в тоннель на Подгорицу. Мы – прямо. Мелькают живописные бухты и острова, много однотипных монастырей. Проехали Петровац, и вот мы в Будве! Чувствуется роскошь и размах. Гламурные отели, апартаменты, казино, дорогие машины с московскими номерами. На центральном пляже в ресторанчике пообедали (на 40 евро на четверых). Чуть вернулись к повороту на Цетине, закупились едой, простились с морем, и поползли вверх по серпантину в 17:20. От моря удалились, стало невыносимо жарко.
Забрались на 350 метров и нашли уютную зеленую полянку в стороне от дороги. Неторопливо готовим ужин на газу, хотя кушать пока что не очень хочется. Ложимся в 20:30. небо по-прежнему ясное.
День 9. (9 мая)
Цетине - нац.парк Ловчен.
73,6 км, набор 1916 м, трек:
6:00 - подъем
7:30 - выезд
17:00 - встали лагерем
Небо со стороны гор затянуто, но тучи утром быстро разошлись. Поднялись по серпантину, шустро набрали оставшиеся 500 метров. Дорога довольно оживленная. Слева был водопад с ручьем, где желающие слегка помылись и освежились.
Перемахнули через хребет от моря, в стороне видели развалины старой крепости, но не поехали к ней. Мимо площадок с авто на продажу где-то в горах спустились в Цетине. Это бывшая столица. Над городом возвышается гора с двойной вершиной. На одной из них вышка. На другой мавзолей Негоша. Нам туда! В городе много старых аккуратных домиков, церквей, дворцов. Пешеходные улицы. Местный пенсионер с кроссвордом на лавочке провел нам небольшую устную экскурсию. Прокатились, осмотрели достопримечательности. Ничего особенного.
Цетине – историческая и культурная столица Черногории. В настоящее время здесь расположены резиденции Президента Черногории и митрополита Черногории и Приморья Сербской Православной Церкви. Возникновение Цетине связано с личностью князя Ивана I Черноевича, который под натиском османов покинул укрепленный город Жабляк Черноевич на Скадарском озере и перенёс свою столицу в Обод, а затем к подножию горы Ловчен. В Цетинской долине расположился двор Черноевичей, а в 1482 году был основан Цетинский монастырь. Так был основан город, получивший своё название по протекавшей по долине реке Цетина.
Закупившись в городе, начали подъем в нац.парк Ловчен. Дорога узкая, машин немного. Через 5 км проехали КПП, отдали по 2 евро/чел за въезд.
Ловчен — гора и национальный парк на юго-западе Черногории.
Гора Ловчен возвышается от берегов Адриатического моря, замыкая долгий и крутой Которский залив и образуя пригород прибрежного города Котор. Гора имеет две вершины, Штировник (1,749 м) и Језерски врх (1,657 м).
Гора имеет скалистый уклон, с множеством трещин, ям и глубоких углублений, придающими ей весьма специфический вид. Располагаясь на границе двух совершенно разных климатов, морского и горного, гора Ловчен находится под влиянием их обоих. Необычное соединение жизненных обстоятельств обусловило развитие различных биологических систем. На Ловчене 1158 видов растений, которые являются свойствеными для данной территории.
Национальный парк охватывает центральную и самую высокую часть горного массива Ловчен и покрывает территорию 62,2 км². Эта часть была провозглашена национальным парком в 1952 году. Парк был учрежден для защиты уникальной природы, а также исторического, культурного и архитектурного наследия.
Дальше петляем наверх. Много зданий ресторанов, но все закрыты и продаются. Местность скучная. Сгущаются тучи, вдалеке гремит гром. За поворотом показалась лыжная канатка, шикарный ресторан, а дальше крупный развлекательный центр на природе. Веревки, футбол, пейнтбол, пикники. Много людей.
Заезжаем на седловину между вершинами. Дорога разветвляется. Направо к мавзолею, налево в Котор. Здесь же продают сувениры. Едем направо. Непрерывный набор от самого Цетине. Остается 1 км. Начинается дождь. За 300-400 метров несколько припаркованных машин. Дальше на дороге лежит снег. Проходим по нему метров 100, бросаем велосипеды. Доходим до верха. Там ресторан и магазин сувениров. Стало холодно. Наползают черные тучи, некоторые облака уже под нами. Заходим в длинный изогнутый белый тоннель с множеством ступеней. Там совсем дубак. По нему выходим наверх, к мавзолею Петра II Петровича Негоша. Внутрь вход 3 евро. Идет один Руслан за 1,5 евро (по детской таксе).
Мавзолей Негоша — гробница последнего духовного правителя Черногории, митрополита Петра II Петровича-Негоша, расположена на вершине горы Ловчен. Он был построен на рубеже 60-х — 70-х годов XX века на месте православной часовни.
Мавзолей является малоэтажным строением из камня, с воротами, охраняемыми статуями двух черногорок. Внутри стоит 28-тонная статуя Петра II Петровича-Негоша. Крыша мавзолея покрыта золотом. На нижнем этаже мавзолея находится саркофаг правителя. Сегодня мавзолей является местной достопримечательностью, которую посещает много туристов. За мавзолеем находится смотровая площадка, откуда открывается вид на всю Черногорию.
Дождь кончился, вокруг клубится и гремит туча. Видно Скадарское озеро, Цетине, Подгорицу, Албанию. Жаль только тучи немного портят вид. На спуске перекусываем, пьем пиво, едем вниз.
После перекрестка небольшой набор, потом спуск к самому морю. В начале спуска я вылетаю с узкой плохой асфальтовой дороги на повороте и падаю с высоты (из-за сломанной трещотки ноги стояли на раме). Расшибаю коленки и ладонь. Полчаса тратим на перебинтовку. Велосипед цел. Теперь мне будет тяжело на спуске. Снимаем цепь, еду как на самокате. Открываются потрясающие виды на Которский залив. Едем неспеша, любуемся. Усиливается дождь. Спускаемся до КПП и трассы. На перекрестке в ресторанчике обедаем (на 45 евро на четверых) и пережидаем дождь. Асфальт быстро высыхает, тучи рассеиваются, но прохладно. Дорога чуть вверх. Иду с велосипедом пешком.
Дальше серпантин из 25 витков. Виды обалденные. Самые красивые за весь поход. Видно, как взлетают самолеты с аэродрома Тивата. Спускаемся до 11-12 витка (самого длинного), слева в сосенках в глубине на полянке встаем. Воды не было нигде на спуске, но чуть ниже ребята спускаются в населенку и наполняют гидраторы. К темноте тучи полностью рассеваются. Ужинаем чечевицей. К 22:00 ложимся.
День 10. (10 мая)
Тиват.
11,4 км, набор 14 м, трек:
6:00 - подъем
7:45 - выезд
8:30 - в аэропорту
13:10 - самолет Тиват — Домодедово
Ночью кто-то (еж или кошка) копошился у палатки и вклочья разгрыз миску Игоря с остатками чечевицы. Был сильный ветер, я спал плохо, болели раны.
С утра небо светлое, гуляют редкие облака.
Спустились на трассу вдоль моря (пропустив на скорости поворот, так как некоторые улетели вперед, поэтому пришлось проехать на километр больше). Поставили мне цепь, доехали до аэропорта к 8:30, благополучно достав из кустов десять дней назад спрятанный пакет с упаковкой. Быстро собрали велы на парковке у здания аэропорта, пленки и скотча хватило с запасом.
Ждем самолет и начала регистрации. Гуляет теплый ветер, солнце выглядывает из-за туч. Вокруг нас невысокие горы. Часа за 2 до самолета открыли регистрацию (11:10). С багажом проблем не было (у меня упаковка с велосипедом весила 18 кг), ручную кладь вообще не проверяли на вес и объем. На границе никакой «белый картон» не спрашивали. Закупились в Duty Free и по жаркой полосе дошли до самолета.
«Мне одного рожденья мало -
Расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.»
В. Высоцкий
Фотографии:
Фотоальбом на Google Фото.
Видео:
Видео на YouTube.
Бюджет похода:
Билеты Москва – Тиват – Москва — 18 тыс. рублей.
На даты похода курс евро составлял 1 евро = 56 рублей.
На общие нужды скинули по 50 евро. Еще по 50-70 евро потратили на личные перекусы и сувениры.
Всего за поход 23-25 тыс. руб/чел.
Примерные цены:
Бензин 95-ый, 1 л — 1,3 евро.
Банка пива, 0,5 л — 1 евро.
Пиво в баре, 0,5 л — 1,5 евро.
Макароны, 0,5 кг — 0,5 евро.
Рис, 0,8-1 кг — 1 евро.
Сосиски, 8-10 шт — 2 евро.
Сыр, 8 кус — 1 евро.
Паштет, 1 банка — 0,5 евро.
Магнитик, 1 шт — 2 евро.
Национальные парки, музеи — 2-3 евро/чел.
Газовый баллон резьбовой, 500г — 4,2 евро.
Впечатления и итоги:
В Черногорию однозначно стоит съездить. Красивая страна. Майские праздники идеальны для этого, даже несмотря на еще не везде растаявший снег. С погодой нам повезло. Дождь был всего два раза. Вторую часть похода была жара, что здесь твориться летом, страшно представить. Возможно, стоит еще ехать в начале осени. Должно быть уже не так жарко, отсутствие снега делает возможным проехать по ряду интересных дорожек и сходить на Боботов Кук.
10 дней (у нас 8 полноценных) – это максимальное количество времени, которое стоит тратить на Черногорию. Больше там делать нечего. Исключения для желающих потупить, полежать на море или ехать в 1,5 раза медленнее. При этом не проблема упихать все в одну неделю, выкидывая наименее интересные участки.
Маршрут почти полностью проложен по асфальтированным дорогам с редкими небольшими грунтовыми участками. К сожалению, построить полноценный грунтовый маршрут по Черногории невозможно, все закатано в асфальт. В основном это второстепенные тихие дорожки за исключением участков от Биоградского озера до Колашина, от Подгорицы до Вирпазара и шоссе вдоль Адриатического Моря, особенно в районе Бара.
Снег. Какой майский отчет не начнешь читать, все пишут, что именно их год был снежный. Мы не исключение:) У нас снега было очень много. Но нам повезло, и, не смотря на то что у нас были участки дорог со снегом, они никак на наш график движения не повлияли, так как были локальными и непродолжительными. Самый же проблемный участок перед Дурмитором расчистили прямо перед нами. У нас создалось впечатление, что некоторые дороги зимой просто не чистят, а весной их приходится откапывать экскаватором.
С магазинами в Черногории нет никаких проблем, большинство супермаркетов работает с 7 до 23 часов 7 дней в неделю. Все что нужно есть.
Бензин нам без проблем заливали на заправках в 1,5 литровую пластиковую бутылку.
Белый картон так и остался загадкой. По закону оформлять его надо, но сделать это оказалось очень проблематично. На паспортном контроле при вылете у нас его не спросили, но всем у кого есть возможность, я бы посоветовал его оформлять, на всякий случай.
Полезные ссылки:
1) Отчет о велопоходе по Черногории Козинова Сергея, 2009 год.
2) Отчет о велопоходе по Черногории Юрасовой Галины, 2009 год.
3) Отчет о велопоходе по Черногории и Хорватии Адамчук Константина, 2011 год.
4) Отчет о велопоходе по Сербии и Черногории Окунева Алексея, 2012 год.
5) Национальные парки Черногории
6) Тема о белом картоне на форуме Винского.