Держи забрало
Отчеты о велопоходах
ОТЧЕТ О ВЕЛОПОХОДЕ ПО ЮЖНОЙ НОРВЕГИИ.
Сроки проведения: 6-15 июня 2014г.
Нитка маршрута: Осло – проброска на поезде – Мюрдал – Финсе – Хаугастел – Эйдфьорд – Уленсванг – Тусседален – Тролтунга (язык Тролля) – Тусседален – Одда – Сауда – Сэнд – Нэсвик – Тау – Прекестолен (кафедра Проповедника) – Форсанд – Люсебон – плато Кьераг – Тонстад – Сира – проброска на поезде – Осло.
Оглавление:
Основная идея похода:
Мы просто хотели хорошо провести июньские праздники, которые в этом году любезно предоставило нам государство в виде четырех выходных дней подряд. Билеты Аэрофлотом в Осло на эту неделю были одними из самых адекватных по цене. Может, потому, что купальный сезон в июне еще не открыт (вода не успевает прогреваться до 18 градусов).
Если смотреть по количеству осадков, то в Норвегии в июне их выпадает меньше, чем в июле или в августе. И по идее снега на высоте тысяча метров уже не должно было быть…
Выбор встал между классическим маршрутом от Тронхейма до Мюрдала или же более южной частью Норвегии от Мюрдала до Ставангера. Решили отведать чего-нибудь новенького и посетить знаковые места – язык Тролля, кафедру Проповедника и камень на плато Кьераг, висящий над фьордом на высоте в тысячу метров.
Планирование маршрута:
Маршрут мы специально спланировали так, чтобы ночевки были в районах языка Тролля, Прекестолена и камня Кьераг. Это было сделано из соображений возможной непогоды. Да и виды на закате и на рассвете обещались быть сногсшибательными.
В итоге по черновым трекам получилось 620 км за 8 дней, из них 40 км пешком. Велосипеды по пешим участкам мы не таскали, оставляя их на стоянках внизу. Набор высоты было решено не принимать во внимание из-за множества тоннелей, которые гпсис не учитывал, показывая лишние «торчки» на профиле высот.
Полезная информация:
Виза:
У кого не было Шенгенской визы, без проблем ее получили в визовом центре Норвегии. Предоставляли стандартный набор документов. Отдельно стоит упомянуть расписанный маршрут, в котором все ночевки должны были быть в кемпингах, и переписку с этими кемпингами, в которых просили забронировать место под палатку для нас. Визы делают 5 рабочих дней.
Поезда:
Железные дороги Норвегии. Заранее в Москве купили билеты из аэропорта Осло (Oslo Lufthavn) до Мюрдала (Myrdal) с пересадкой в самом Осло (Oslo S) за 399 NOK. И обратные билеты из Сиры (Sira) в Осло (Oslo S) за 499 NOK. Билеты из Осло в аэропорт купили уже в Норвегии за 90 NOK. Официально провоз велосипедов платный. Мы перевозили их в разобранном и упакованном виде. Заплатить пришлось только в поезде из Сиры в Осло, при этом нормально аргументировать причину, по которой мы должны платить, кондукторша не смогла.
Паромы:
Расписание паромов. За поход у нас было три парома. Два из них, Ropeid – Sand и Nesvik – Hjelmeland, ходят часто, проезд 28 NOK. Третий, Forsand – Lysebotn, экскурсионный, ходит только в сезон 2 раза в день: http://www.fjord1.no/eng/tourist-services/lysefjord. Нам обошелся в 250 NOK с человека.
Деньги:
Валюта Норвегии – норвежская крона (NOK). В обменниках без проблем меняют евро и доллары на кроны, но берут большую комиссию. Практически везде без проблем принимают карточки, поэтому наличные деньги не особо то и нужны.
Бензин:
Ездили с бензиновой горелкой. На заправках нам без проблем наливали в пластиковые бутылки любое количество бензина. Проблемы были только на автоматических заправках, так как мы не умели правильно ими пользоваться.
Участники похода:
График прохождения маршрута по дням:
День 0. (6 июня)
Вылетели в 18:45 прямым рейсом Аэрофлота из Шереметьево в Осло-Гардермоэн (19:25). Паспортный контроль в зону шенгена несколько затянулся. Когда подошли получать багаж, велосипеды были уже заботливо погружены на тележку Олегом, прилетевшим сюда из Питера через Хельсинки.
Пока ждали наш поезд в Осло, пытались добыть бензин на автоматической заправке, но этот номер почему-то не прошел.
Купили обратные билеты из Осло в аэропорт в автомате. В десять вечера сели в поезд и буквально за 23 минуты доехали до Осло. Далее нас ждала пересадка на поезд до Мюрдала, отправляющийся через час. Еще одной задачей было найти, где спрятать рулоны пищевой пленки, чтоб на обратном пути не бегать по магазинам в их поиске. Спрятали прямо на платформе в ящике для хранения песка.
На вокзале перешли на другой путь, наш поезд уже стоял под загрузку. Повезло – наш вагон был последним в составе. Долго думали, куда деть байки, пробовали разные варианты. В итоге поставили велосипеды на попа в конце вагоне, там, где гармошка, и закрепили их жгутами. Денег за провоз велосипедов кондукторы с нас не потребовали.
День 1. (7 июня)
63 км, трек:
Проснулись в поезде по будильнику в 4 утра и обалдели. Вокруг все белым бело. Снег… Пытались посмотреть по навигатору, на какой мы сейчас высоте, но он как назло не ловил спутники.
Выгрузились в 4:35 из поезда на станции Мюрдал (866м), снега нет, но холодно. Ни души, но зал ожидания работает, и в нем тепло. Собирали велосипеды внутри, чтобы не мерзнуть, и часа через 1,5 выдвинулись по самому известному велосипедному треку Норвегии. Вначале шла хорошая грунтовая дорога, но уже вскоре пришлось преодолевать снежные выносы, перегораживающие ее метров на 100-200. Стало очевидно, что нам предстоит огребалово – пешка с велосипедами по снегу. В этом году в Европе его выпало очень много.
Ралларвеген — название дороги, использовавшейся при строительстве железной дороги Осло-Берген в Норвегии. Она проходит от станции Хёугастёль, через Финсе и Мюрдаль, до станции Флом. Большая часть дороги проходит на высоте более 1000 метров над уровнем моря, среди горной тундры.
Дорога названа в честь 'rallar', железнодорожных строителей. По-русски встречается неправильный перевод, «дорога рудокопов».
Дорога является популярным маршрутом для велосипедных путешествий. Каждый год, за короткий сезон (с июля по сентябрь), более 20000 велосипедистов проезжают по этой дороге. Причиной популярности является легкодостижимость начального и конечного пункта (по железной дороге), хорошее качество дороги и прелесть окружающих ландшафтов.
Так мы и ехали вдоль красивой бурной реки, периодически спешиваясь, тропили (человеческих следов не было). Ноги промокли тут же, - зря не взяли с собой неопрен. Последний резкий подъем. Изумрудные воды все той же полноводной горной реки, потоком бушующей справа от дороги. Пейзаж, не похожий ни на что другое, виденное ранее.
После моста начался относительно ровный участок трека, а вместе с тем закончилась и дорога, по которой можно было хоть как-то, но ехать. Кругом заснеженные поля и горы, озера, в которых плавали льдины. Для полного счастья не хватает только пингвинов. Мы тогда еще не знали, что впереди 30и километровая пешка с байками. Кое-где мы залезали в ж/д тоннели и шли по путям. Так было легче. Однако, посмотрев в последствие, как они тут носятся, поняли, что поступали крайне опрометчиво. Местами залезали на крыши тоннелей, по ним даже получалось ехать. Но вскоре железная дорога ушла в длинный 11-и километровый тоннель, а нам пришлось тропить по снегу.
Шли себе и шли без настроения. Так преодолели высшую точку сегодняшнего дня 1340 м. Дальше стало чуть легче толкать велосипед по снегу. Пока отдыхали и перекусывали, мимо нас прошел лыжник-одиночка. Представляю, о чем он подумал. Раньше здесь проходила железка, которую забросили после постройки тоннеля. Часто двигались по ней. По мере приближения к Финсе, открытых участков становилось все больше, и мы снова начали кусками ехать, а не только идти.
И вот, наконец, она, долгожданная станция Финсе. Горнолыжный сезон закончился, а велосипедный еще не наступил. Прокат велосипедов на фоне снега смотрится феерично))))) Пытались узнать, есть ли в ближайшее время такие поезда, которые останавливаются как на станции Финсе, так и на следующей Хаугастел, куда нам сегодня надо было добраться. К нашему огромному разочарованию таких поездов не оказалась. Значит, пешком/своим ходом еще 26 км. А вокруг все по-прежнему белым- бело. День какой-то бесконечный, и солнце безжалостно палит. Хоть с бензином для горелки свезло, - удалось случайно “подрезать” в каком-то открытом гараже.
Ехать дальше можно было только по путям, где ходят скоростные поезда. Но получалось медленно и сильно трясло на крупных камнях. Вразумительная дорога началась за 13 км до финиша. Как же мы были рады встретить здесь велосипедиста на сликах! Наконец полетели в спуск. Ура! Быстро докрутили до Хаугастела. Ночевали в 10-и метрах от ж/д дороги на лужайке позади чьих-то домов. Сильно вымотались и рано легли спать. Поездов, бесшумно пролетающих мимо палатки ночью, мы не слышали.
День 2. (8 июня)
119,6 км, трек:
Начался асфальтовый подъем. Довольно быстро поля вокруг стали заснеженными. Хоть асфальт, по которому мы вкручивали, был чищенный, и на том спасибо. Дорога пошла качелями, то подъемы, то спуски. В какой–то момент начался глобальный сброс до уровня моря.
По пути заехали посмотреть на красивый водопад Верингсфоссен. Пролезли пешком туда, где была табличка «дальше ходить опасно». Нам повезло, стоя на обрыве, в лучах солнца, мы увидели радугу на фоне водопада.
Вёрингсфоссен — водопад в Норвегии, находится на реке Бьорейу в коммуне Эйдфьорд в фюльке Хордаланн. Его общая высота — 182 метра, высота свободного падения воды — 145 метров. Уровень воды в реке регулируется в соответствии с потребностями электростанций, но есть требования для минимального расхода воды 12 м³ воды в секунду в течение летнего сезона.
Пофоткались и покатили дальше по живописной видовой дороге. Для велосипедистов и пешеходов здесь были сделаны объезды всех тоннелей. Каньон очень красивый. Да и в спуск едется на ура. Проехали по объездной дороге вдоль красивого озера Эйдфьордватнет и спустились в городок Эйдфьорд. А дальше дорога пошла вдоль одноименного фьорда с все теми же объездами туннелей без лишнего набора высоты. Вернее это были старые дороги, по которым теперь запрещено движение на автомобилях из-за возможных камнепадов.
В Кинсарвике обнаружили, что у нас проблемы с закупкой продуктов. В понедельник какой-то национальный праздник, а сегодня – воскресенье, и ничего не работает. У нас есть деньги, мы видим еду на прилавках магазинов, но купить ничего не можем – везде все закрыто. Противоречивые ощущения. И тут нам улыбнулась удача – открыта кафешка с фаст фудом. Работающая там женщина сжалилась над нами и продала продукты из запасов, предназначенные для приготовления блюд. Итого: 1 пачка макарон, 1 банка кукурузы и 4 вареных яйца. Хорошо, что сэкономили на завтраке в первый день. Жизнь налаживается :) На ночевку спустились с дороги к фьорду и встали у каких-то полузаброшенных построек.
Завтра нас ждет Хардангервида со снегом. Посмотрим :)
День 3. (9 июня)
34,2 км, трек:
Оставшиеся асфальтокилометры пролетели очень быстро. На этом участке много объездов тоннелей по краю живописного Серфьорда. Все для людей.
Заправка в Тусседале, на повороте на Язык Тролля, тоже не работала. Начался асфальтовый подъем и примерно через 200м набора бросили в кустах байки и пошли прогуляться к гидроэлектростанции, расположенной на вершине горы. Со смотровой площадки видно весь фьорд, вдоль которого мы только что ехали. Прогулка заняла меньше часа.
Времени вагон, еды на ход мало, - потихонечку, особо не тратя сил, докрутили до фуникулера. Велосипеды оставили у дома каких-то норвежцев, попросив присмотреть. Чудом открылся гараж, в котором скрывался магазин, и нам удалось купить печенье и вафли в шоколаде по каким-то космическим ценам. В стене этого же гаража есть краник с питьевой водой, которую настоятельно рекомендуется набрать перед подъемом.
По фуникулеру, который представлял собой лестницу 400 метров высотой, поднялись довольно быстро. Вообще, стоят знаки что ходить здесь нельзя, и существует альтернативная тропа наверх, но все европейцы ходят именно по лестнице бывшего фуникулера. После него небольшой плоский участок с красивыми озерцами и домиками, потом довольно резкий подъем и начался снег. Периодически то снег, то хорошая тропа. Повезло – хоть тут протропили. Навстречу попадались толпы людей. Некоторые шли со снаряжением для ночевки. Европейцы – молодцы, умеют активно отдыхать на праздниках. Всего от начала фуникулера до Языка Тролля 12 км.
Язык Тролля (норв. Trolltunga) — каменный выступ на горе Скьеггедаль, расположенной вблизи города Одда в Норвегии, возвышающийся над озером Рингедалсватн на высоте 700 метров.
Своей формой выступ напоминает язык, за что и получил такое название. Представляет собой отколовшийся кусок скалы, застывший на её краю в горизонтальном положении.
С погодой повезло, на небе ни облачка. Тупили, отдыхали, фоткались, наслаждались окружающей красотой. Ради фотосессии поставили палатку на самом кончике языка Тролля. При этом держали ее крепко, чтобы ветром не унесло. На людей, стоящих на языке Тролля, страшно смотреть со сторону. А когда сам там находишься, то не понимаешь, что под тобою бездна.
Поставили палатку чуть повыше, на ровной площадке. Там же, в лужах набрали воду для готовки. Впереди «черное» утро.
День 4. (10 июня)
68,8 км, трек:
Настало черное утро. Варили все подряд, что оставалось от предыдущих дней. 200 г макарон, 1 пакетик гречи и 2 маленьких пакетика овсянки, захваченных случайно из Питера. Надо было как-то дотянуть до Одды.
Обратный пусть пролетел как-то незаметно. Заснеженная тропа, спуск по камням, лестница на фуникулере, сброс 400м по асфальту с несколькими витками серпантина, км 5 по прямой (здесь на нашем пути в первый раз встретился тоннель без объезда) - и вот мы в Одде у супермаркета))))) Большая пачка мороженого, ведро с брусничным джемом – жизнь налаживается.
От Одды начался небольшой подъем, после которого выезжали на берег красивого озера. Зеленые горы, с которых стекают водопады. Озеро закончилось, и мы поехали вдоль бурной реки. Самым запоминающимся был двойной водопад Лотефосс. Пока проезжали вдоль него по мосту промокли все.
Лотефосс — водопад, расположенный в коммуне Одда, на западе Норвегии.
Общая высота составляет 165 метров. Считается одной из самых посещаемых достопримечательностей в Норвегии. Водопад имеет два переполненных потока в конце течения, чем и привлекает внимание туристов.
В 1973 году водопад входил в число 93 водных объектов, которые были под постоянной охраной. Шоссе 13 пересекает нижнюю часть водопада.
Свернули на второстепенную дорогу, перегороженную для проезда машин из-за камнепадов. Дорожка классная, идет по лесу. В какой-то момент она соединилась с трассой, и дальше уже пришлось ехать бок о бок с машинами и фурами вплоть до въезда в туннель (высота 800м). Вообще-то туда нам нельзя было, а та дорога, которая была предназначена «для нас» уходила влево в горы. На треке максимальная точка на высоте 1100м. А на высоте 800м местами уже лежал снег, поэтому мы решили не огребать лишнего и считить по туннелям. Первый из них был длиной примерно 1200м и ехался на подъем. Дальше – разрыв метров на 200, где была видна наша дорога, почти целиком заваленная снегом. Тут мы нырнули во второй тоннель длиной 4,5 км. Он уже ехался на спуск без всяких виражей и поворотов.
Выехали на свет божий и еще через пару км спуска опять свернули на красивую второстепенную дорожку. И тут нас первый раз за поход накрыло сильным дождем. Скоро вдоль асфальтовой дороги начался снег, а дальше по бокам красовались снежные стены. Перевалили через перевальчик 960 м и заночевали в самом начале спуска в чьей–то хижине, т.к. мы промокли, и было очень холодно.
День 5. (11 июня)
118,3 км, трек:
Погода, кажется, немного наладилась. С утра даже выглянуло солнце. Какой-то нереальный пейзаж. Прорубленные снежные стены, озера с айсбергами и скальные горы.
Классный спуск, пара небольших подъемчиков и дорога пошла по каньону реки. Пролетели мимо цинковых шахт, но их смотреть не стали. Еду закупили в Сауде в магазинчике Сoop. Кроме разных видов варенья в ведрах (черничное, брусничное, клубничное, апельсиновое), нам еще очень понравились полуготовые фрикадельки.
Ехали вдоль Саудафьорда, долго и нудно набирали высоту в 250м. Встретили крупную землянику. Объели пару полянок. Пытался пойти дождь, но передумал. Переплыли на пароме из Ропейда в Сэнд за 28 NOK с человека, велосипеды провезли бесплатно.
После Сэнда гнали стадо овец в подъем. Небольшой спуск и пересеченка вдоль Ловрафьорда, потом переехали Туссефьорд по мосту. Солнечный день, природа очень красивая. Одно удовольствие, - так бы ехать и ехать. В некоторых местах даже было видно открытый океан. Через небольшой перевальчик мы попали в следующий фьорд. Здесь тоннели внутри почему-то не были освещены. Метров 600 без света дались нелегко. Ехать приходилось, руководствуясь едва подсвеченной белой разделительной полосой.
И вот он, наш следующий паром из Несвика в Джелмеленд. За те же 28 NOK мы еще и в Омбо по пути сплавали. В Джелмеленде купили нишняков на ужин и доехали до озера Хетландсватнет. Оказалось, что на берегу вставать нельзя, поэтому поставили палатку чуть повыше в лесу. На мягком мху спать было одно удовольствие.
День 6. (12 июня)
62,6 км, трек:
Утро началось с дождя, стучащего по палатке, поэтому пришлось поспать подольше. Весь день дождь то шел, то прекращался. Продуктами закупились в Тау. Ну некоторые и жрать! Проехали город Жопэрленд. Сильный дождь начался почти перед самой автостоянкой у Прекестолена. Полило так, что были мысли, а стоит ли вообще туда идти. На спас службе попросили посмотреть прогноз погоды. Сегодня весь остаток дня – непрекращающийся дождь. А завтра в 5 утра вроде обещается быть переменная облачность и даже солнце.
Пока сидели на скамейке у стоянки автобусов, наблюдали за тем, как привозят толпы обычных туристов («тюленей»), и они идут под проливным дождем на Прекестолен смотреть фьорд. Тем временем возвращающиеся оттуда люди говорили, что видимость из-за дождя и тумана нулевая.
Мы оставили байки, собрали волю в кулак и потопали 4 км наверх в тумане под дождем. На тропе очень много людей, не подготовленных к таким походам. Камни большие, гладкие, мокрые и очень скользкие. Несколько человек при нас неудачно упали на спуске, сильно ударились или же подвернули ноги.
На тропе были указатели Cliff way и Hill way. Мы решили, что второй путь будет более простым, но ошиблись. Это оказалась горная тропа. В какой-то момент мы сошли и с нее, вышли на край обрыва. Тут мы палатку и поставили. Пока готовили ужин, дождь прекратился, но туман так и не рассеялся. Надеемся, хоть завтра что-то удастся увидеть.
День 7. (13 июня)
Всего за день 36,3 км, трек 1: и трек 2:
В 9.10 отходит наш паром от Форсанда, а надо было еще дойти до Прекестолена, там пофоткаться , спуститься 4 км до автостоянки, забрать велосипеды, перепаковать вещи и доехать 17 км на велах. Долго спорили, во сколько вставать. Поставили будильник на 3.30, но проснуться смогли только в 4.30. Все небо затянуто облаками, но скалы уже видно. Хоть что-то. Если повезет – посмотрим на Прекестолен.
Собрались с завтраком, но без чая минут за 50, и к 5.30 вылезли по горной тропе на сам утес Прекестолен. Находились мы там буквально 5 минут (время поджимало), но основное увидеть и пофоткать удалось. И тут как в сказке – облака стали расступаться, выглянуло солнце и осветило нас и Прекестолен. Но хорошего по-немножку.
Прекестулен, по-английски также называемая Preacher’s Pulpit («Кафедра проповедника») или Pulpit Rock («Скала-кафедра»). Это гигантский утёс высотой 604 м над Люсе-фьордом (Lysefjord) напротив плато Кьераг (Kjerag) в коммуне Форсанн (Forsand), Норвегия.
Вершина утёса площадью около 25 на 25 метров, квадратная и почти плоская. Со скалы, нависающей над фьордом, открывается великолепный вид, и благодаря ему скала известна как одна из главных природных достопримечательностей Норвегии.
Спускались мы небыстро (камни были еще мокрыми), на этот раз пошли по Cliff way, и в 7 ровно оказались на автостоянке. Забрали байки, переложили вещи и покрутили к Форсанду. Мы даже успели купить продукты в супермаркете перед пристанью. Он открывался в 9.00, но нас запустили внутрь пораньше. Больно вид был голодный.
Погрузились на экскурсионный паром, 250 NOK с человека, который ходит по Люсефьорду и кланяется каждому столбу ради видов. Капитан старался идти вдоль высокого берега. Так в 11.30 мы приплыли в Люсебон.
Начался асфальтовый подъем до высоты 640м. Проехали забавный тоннель длиною километр, который был выдолблен по прямой вглубь скалы и там разворачивался на 180 градусов. 400м туда, разворот, 400м обратно.
Доехали до парковки. Оставили байки на стояке и пошли пешком наверх 5 км. На профиле высот 3 подъема и 3 спуска. Периодически начало даже выглядывать солнце. На тропе частенько были провешены перила. Сходить с нее опасно (так по крайней мере было написано на табличке), но мы и не пытались. Так по маркировке дотопали до камня. Пару раз даже прошли по протропленному снегу. Чем дальше на юг, тем меньше снега, и это логично. Высота плато Кьераг 1000м.
Кьёраг — плато возвышающееся над Люсе-фьордом. Её наивысшая точка находится на высоте 1084 метров над уровнем моря. Большинство туристов поднимается на Кьёраг не столько ради красивых видов фьорда, сколько ради того, чтобы добраться до «камня-горошины» или Кьёрагболтона. Это огромный булыжник объёмом примерно 5 м³ застрявший между двумя вертикальными скальными стенками. Популярное туристическое место.
Пофоткались на камне. Туда попадают с площадки слева через небольшой переход. Для тех, кто боится высоты – забавное мероприятие. Место фотографа было заснежено и туда тоже было стремно выходить. Того и гляди съедешь в пропасть под камнем. С площади слева от камня открывается захватывающий, ни с чем несравнимый вид на водопад и два утеса, обрывающихся на километр в море.
Палатку поставили чуть выше, но тоже на краю знакового утеса. Отсюда у нас на глазах прыгал человек в костюме-крыло (вингсьют). Лежа на краю утеса, мы наблюдали 5 таких прыжков из разных мест на обрывах. Облака стали куда-то исчезать прямо на глазах. Тихо, спокойно и очень красиво. Ощущение полного умиротворения.
День 8. (14 июня)
111 км, трек:
Сегодня день доезда до станции Sira откуда у нас билеты на поезд. Дошли пешком по той же тропе до байков на парковке. Спуск веселый, периодически приходилось держаться руками за провешенные перила.
Поехали в подъем по дороге. Красивое шоссе. Даже был указатель веломаршрута. Наверху встретили двух шоссеров налегке в короткой форме. А если вдруг непогода?
Дальше поехали в длинный и плавный спуск. Долгое время дорога шла вдоль озера почти по плоскачу. Купили джем в супермаркете и тут же сожрали его. После города Тонстад наконец начался подъем. Эта дорога шла вдоль озера прямо до станции на протяжении 35 км. Пересеченка. В какой-то момент асфальт перешел в грейдер. Ничего себе! Приятная дорожка.
Спустились обратно к озеру, где на берегу и заночевали, не доехав 3 км до станции Sira. Разожгли костер, но мошка нас все равно искусала сильно.
День 9. (15 июня)
Всего за день 18,2 км, трек 1: и трек 2:
С утра доехали 3 км до станции Sira, разобрали байки и запихнули их в мусорные пакеты.
Когда зашли в поезд увидели, что места для велосипедов много. Можно было их, например, поставить вертикально в полки для лыж и привязать жгутами. Но злая кондукторша разоралась на нас, что багаж негабаритный и должен быть непременно размещен в отдельном вагоне за дополнительную плату в размере ½ стандартного билета. Делать нечего, пришлось отнести их в специальный вагон и заплатить.
Поезд опаздывал на 30 минут. До Осло мы доехали с тем же опозданием. Видимо, здесь поезда не умеют догонять график.
По программе осмотр Осло за пару часов.
Сделали небольшой круг, который охватил главную пешеходную улицу Karl Johans Gate, Кафедральный собор, Королевский дворец, парк скульптур Вигеланд-парк, набережную, здание оперы и привел нас обратно к ж/д вокзалу. Упаковывали велосипеды для полета прямо на ж/д вокзале, чтобы ни дай бог еще раз за них не заплатить в поезде.
Фотографии:
Фотоальбом на Google Фото.
Видео:
Видео на YouTube.
Бюджет похода и основные траты:
1 крона=6 рублей
Виза – 35 евро+955 руб/чел.
Авиаперелет – 13125 руб/чел.
Поезда – 1177 крон/чел.
Паромы – 306 крон/чел.
Бензин – 6,5 крон/чел.
Еда общественная – 285 крон/чел.
Еда личная – ??? крон/чел.
Личные расходы – ??? крон/чел.
Итого: 32-34 тыс руб/чел.
Впечатления и итоги:
Южная Норвегия показала себя вполне неплохим регионом для велопохода на июньские праздники. Исключение составляет небольшой грунтовый участок от Мурдала до Хаугастела, т. н. дорога Землекопов. Здесь нас ожидало 30 км пешки по снегу. Может, этот год в целом был непоказательным и слишком снежным для Европы, - кто знает.
А вообще Южная Норвегия очень красивая и зрелищная. Палатки можно ставить где угодно, отдыхая от цивилизации.
Надо сказать, что с погодой нам повезло,- всего два раза серьезно подмочило дождем. Но в итоге ни на чем это не отразилось. С утра на Прекестолене перестал идти дождь, а туман рассеялся, и перед нами предстал утес во всей своей красе. На остальных достопримечательностях ярко светило солнышко.
Поход в целом получился не напряженным. Это связано с большим количеством асфальта, наличием тоннелей и их объездов. Вышло без лишнего набора высоты. Объезды тоннелей по велодорожкам по краю фьордов достойны восхищения. Автомобилисты многое теряют.
А еще в Южной Норвегии вызревают черешня, яблоки и груши, растет земляника.
Список литературы и полезные ссылки:
1) Отчет о велопоходе по Норвегии Юрасовой Галины, 2011 год.
2) Отчет о велопоходе по Норвегии Антона и Насти Протопоповых, 2012 год.
3) Отчет о пешем путешествии по Норвегии Юрасовой Галины, 2013 год.
4) Сайт железных дорог Норвегии:
6) Паром Форсанд – Люсебон – Форсанд